На тандеме до Тихого океана На тандемах вокруг озера Иссык-Куль Париж-Брест со стороны
На тандеме до Тихого океана. На французском языке Веломарафон Космический Париж-Брест воочию
1200 по Сурскому краю Париж-Брест - Чудеса случаются

Вернуться назад

 359

Короткий рассказ в Интернет-магазинах  
Доступен для свободного чтения в Интернет-магазинах "Bookscriptor" и "Amazon". Другие ИМ такой возможности не предоставляют. Путь к чтению на "Amazon": "Amazon - READ ON ANY DEVICE (под обложкой) - Read instantly in your browser (справа внизу).

Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга ‘Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев Книга “Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах” В. Басалаев

  А также на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.  




Материалы не вошедшие в книгу

О велоклубе "Сура-Марафон"

Одним из примеров того, как можно объединить людей имеющих сходные интересы, является создание в 2004 году в Пензе велоклуба "Сура-Марафон". Люди объединяются вокруг идеи. В данном случае, это идея быстро проезжать на велосипеде большие расстояния, которая привлекает немало людей.

Многие из них уже попробовали себя в велотуризме и в велоспорте. Велотурист может проезжать большие расстояния, но на умеренных скоростях и за продолжительное время. В велоспорте очень высокие скорости, небольшие расстояния и сильный дух соперничества, что хорошо в молодые годы. Веломарафоны это золотая середина, включающая в себя лучшие качества того и другого.

Меня всегда тянуло к этому неосознанно. Еще в 80-90 годах проезжал за световой день вокруг Сурского моря, установил для своих одиночных велопоходов норму 200 км в день. В таком темпе прошли велопутешествия из Пензы в Севастополь и в Удмуртию. Чуть позже к этому увлечению подключилась моя супруга, Людмила. С ней в 2001 году мы проехали на самодельном велотандеме от Пензы до Владивостока.

Но по настоящему я смог оценить свой уровень, когда впервые стал участником официального веломарафона на 200 км в городе Волгограде. Казалось бы, необходимых качеств для прохождения веломарафонов у меня было предостаточно, однако на деле я оказался ниже среднего уровня велосипедистов клуба "Орион" - первого в России веломарафонского клуба. Тогда и открылось видение того, что было упущено и направлений, которыми следует заниматься. Поездка в этом же году на всемирный веломарафон Париж-Брест-Париж с целью ознакомления, добавила уверенности. Зимой была проведена работа с привлечением пензенской прессы по выявлению единомышленников и желающих попробовать себя в новом качестве.

15 мая 2004 года на старт первого пензенского 200-километрового веломарафона вышли восемь пензенцев и два москвича. Обозначился велоклуб "Сура-Марафон", который стал пятым в России и влился в существующее уже более 120 лет Всемирное веломарафонское движение объединяемое Парижским клубом "Audax Club Parizien" ("Клуб Отчаянных").

Клуб по отработанным годами правилам проводит веломарафоны на 200, 300, 400 и 600 километров. Венцом совершенства веломарафонца считается преодоление 1200 километров менее чем за 90 часов. Первый такой марафон состоялся в сентябре 1891 года. Тогда Шарль Террон вошёл в легенду, одержав победу среди ста других участников, проехав на велосипеде от Парижа до французского Бреста и обратно за 71 час. Это вызывает восхищение! На той технике, и по тем дорогам… Конечно, этот результат уже давно существенно превзойдён. Но и сегодня большинство веломарафонцев всего мира, на современных легких карбоновых велосипедах и по классному асфальту могут лишь мечтать о таком личном достижении. Оказывается, слова М. Ю. Лермонтова "Да, были люди в наше время…" могут быть применены не только к российской истории.

Похожие направления возникали и в России и в Советском Союзе. Но как-то не случилось, чтобы они вылились в хорошо организованную структуру вроде Парижского клуба.

На сегодняшний день более 150 пензенских велосипедистов попробовали себя на дистанции 200 километров и большинство уложились в норматив 13,5 часов. Они представляют широкий спектр социальных групп - от школьников и студентов до пенсионеров, от рабочих до высококвалифицированных инженеров, от предпринимателей до чиновников и депутатов Городской Думы.

Первые несколько раз при прохождении веломарафона удаётся понять лишь то, что дело это нелёгкое. Но те, кто продолжил и не отступил перед трудностями, увидели, что веломарафоны это реальное средство для самосовершенствования. Без улучшения техники педалирования, приспособления организма к высоким и длительным нагрузкам в условиях дефицита отдыха и даже сна, овладения контролем за своим физическим и психологическим состоянием не будет больших успехов. Это не просто физическая нагрузка. Это намного больше, это интеллектуальный вид деятельности. Опытные марафонцы говорят: "70% голова, остальное, ноги". Тот, кто прошел несколько двухсоток и решился на триста километров (с нормативом 20 часов), становится уже немного другим человеком. Недосягаемые ранее горизонты начинают приближаться, и новый рубеж, 400 километров (за 27 часов) начинает представляться не таким уж фантастическим. Помню, перед самой первой шестисоткой (40 часов) все, кто прошёл перед ней 400 километров, заявились на новую дистанцию и никто уже даже не сомневался в своих возможностях. И они не ошиблись. Хорошо помню нашу первую шестисотку, где наша команда проехала в высоком темпе по интереснейшим местам: до южной оконечности Пензенской области, по Саратовской области к месту приземления Первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина и обратно, дважды пересекли реку Волгу. Кроме автора этих строк и его супруги это удовольствие испытали Юрий и Александр Жулимовы, Сергей Хромов, Дмитрий Васин, Александр Соловьёв, Егор Калашников, Константин Давыдов.

Данные по прохождению веломарафонов отсылаются в Парижский клуб, который обрабатывает их по всему миру, выставляет рейтинги клубам, по заявкам клубов присылает медали – разные, за прохождение каждой дистанции марафона, присваивает звание "Супермарафонец" прошедшим в течение сезона линейку 200-300-400-600 км и высылает специальные медали, допускает супермарафонцев к участию в супервеломарафоне Париж-Брест-Париж 1200 километров проходящим раз в четыре года.

Каждый год несколько человек из велоклуба "Сура-Марафон" получают звание "Супермарафонец" и соответствующую медаль. Внутри стран и в России ежегодно определяется рейтинг супермарафонцев по количеству километров пройденных на веломарафонских дистанциях.

Формально веломарафон по правилам Парижского клуба не считается соревнованием, но фактически спортивная составляющая в нем очень велика. Кроме нормативного времени фиксируется фактическое время прохождения марафона. И хотя формально победителями являются все, кто уложился в норматив, быстрое прохождение веломарафона является весьма престижным фактом и показателем уровня участника.

Интересно, что нормативы прохождения веломарафонских дистанций не учитывают возраст и пол участников. С возрастом ещё понятно. Личный опыт показывает, что на коротких дистанциях соперничать с намного более молодыми участниками невозможно, а на длинных, вполне получается. Когда я спросил у французов: "Почему для женщин не установлены более лояльные нормативы, как это сделано в спорте?", то мне ответили: "Женщина всегда хотела равноправия". Когда же на веломарафоне "Париж-Брест-Париж" я увидел женщин бальзаковского возраста, которые вкручивают так, что мужчины от восхищения только успевают им вслед открывать рот, понял, что это не французский юмор.

По правилам, на веломарафоны допускаются участники не моложе 18 лет (если моложе, то спортмены-велогонщики в сопровождении тренера). Это оправдано, потому что не имея минимума необходимых знаний, окрепшего организма и чувства ответственности, и руководствуясь одними лишь амбициями можно легко себе навредить.

Поэтому же, дистанции веломарафонов осваиваются последовательно. Так, марафонец, не имеющий в активе, например, 300 километров, не может быть допущен к 400-километровой дистанции. Каждая очередная дистанция веломарафона содержит новые компоненты, требующие проявления новых качеств от марафонца. Если 200-ка это просто большое расстояние, то к увеличению расстояния на 300-километровом марафоне может добавиться элемент езды в темноте на конечном этапе дистанции. На марафоне 400 километров умение ехать в темное время потребуется однозначно и может появиться потребность в сне, которую надо уметь реализовать, или справиться с ней. На шестисотке ко всему вышесказанному добавится необходимость продолжения работы в условиях дефицита сна и, возможно, в условиях некоторого истощения ресурсов организма. Есть еще и 1000-километровая и 1200-километровая дистанции веломарафона… и ещё... Но не будем усложнять наше описание.

Видно, что без самоанализа на дистанции и принятия правильных решений мало что будет получаться. Ошибки допущенные на веломарафонской дистанции, как правило, по ходу марафона не исправляются, а лишь усугубляются.

Следует заметить, что сход с веломарафонской дистанции не осуждается, как это бывает в спорте. На дистанция продолжительностью от 8 до 90 часов может возникнуть множество ситуаций при которых продолжение марафона становится опасным для здоровья. Например, участник увлёкся и перегрузился на начальном этапе, забил мышцы и уже не может преодолеть эту ситуацию. Или возникли неутихающие боли в суставах. Или возникла банальная потертость кожи, которую он вовремя не заметил или не придал значения. Что будет с этим местом ещё, скажем, через 10 часов? В волевых качествах марафонцев сомневаться не следует по определению. Поэтому, если веломарафонец решил прекратить марафон, значит так надо. Он сбережёт свой организм и сделает выводы из полученного урока. И использует эти выводы на веломарафонах, которые у него ещё будут. Нам не нужны "герои", завершающие дистанцию "на зубах", которая может оказаться последней. Нужны те, кто умеет или может научиться уверенно проезжать большие расстояния и получать от этого удовольствие.

Интересно проанализировать процесс приобретения опыта прохождения веломарафонов давними членами нашего клуба. Совершенствование очень заметно по всем параметрам. Сейчас уже с улыбкой вспоминаем о том, как при прокладывании первых марафонских дистанций мы старались найти места для отдыха примерно через каждые 30 километров и обозначить их в легенде маршрута. Сейчас на первой сотне километров никто и не думает отдыхать. Разве только технические, или вынужденные остановки на несколько минут. Трехсоткилометровые марафоны успеваем проезжать засветло. Если на первых четырёхсотках планировали место для короткого сна, то сейчас никто спать не собирается. Некоторые и шестисотку научились без сна проходить, хотя это поначалу казалось фантастикой.

Никто из опытных веломарафонцев не страдает избытком веса, а кто его имел, давно скормил марафонам. Лишне говорить о том, что никто из нас не курит и не увлекается спиртным. Никто из молодых веломарафонцев не считает себя юнцом, никто из пожилых не считает себя старым. Все видят перспективы своего развития, стремятся к личным достижениям и имеют их. Мы никогда не установим мировой рекорд в велоспорте, но каждый из нас, каждый год (а годы уходят), устанавливает один или несколько личных рекордов времени прохождения разных веломарафонских дистанций. Приятно бывает посмотреть на превзойденный на вчерашнем марафоне личный результат и подумать: "Да, а ведь тогда мне было всего 60 лет". Исходя из наших гуманных правил, мы соревнуемся не друг с другом, а с главным своим врагом, с самим собой, и бывает, побеждаем его!

Нередко мы слышим в свой адрес коварный вопрос: "Для чего Вы делаете это? Ведь есть много других интересных увлечений, которые так сильно не напрягают". И не только вопрос, а иногда, прессинг. Ответ простой: "Потому, что это меня развивает". Ответ распространяется и на другие области жизни.

Конечно же, всё это даётся не легко и не сразу. Приходиться потеть, терпеть, а главное, анализировать работу своего организма и постоянно искать ответ на вопрос: "Что я делаю неправильно и что надо изменить?" Ведь даже на самом маленьком, двухсоткилометровом веломарафоне, тоже бывает трудно. Опытные веломарафонцы не делают секрета из своих достижений и охотно делятся с новичками. Интересно, что среди веломарафонцев много пишущей братии. Наверное, в процессе длительной интенсивной работы прочищается организм и голова, в частности. Возникают светлые мысли и желание донести до людей непростой путь к своему достижению. Эти описания, из которых многое можно почерпнуть для себя, можно легко найти в Интернете.

Справедливости ради следует заметить, что не смотря на большое желание, не всем поддаются очередные дистанции. Но, в любом случае продвижение есть, пусть не всегда достаточное для взятия очередного рубежа, но создающее фундамент для следующих попыток. Как говорится: "Дорогу осилит идущий".

Совершенствование техники езды на велосипеде и повышение уровня физической подготовки позволило ряду веломарафонцев принимать участие в соревнованиях по велоспорту среди ветеранов и любителей как российского, так и европейского масштаба.

Члены нашего клуба неоднократно принимали участие в веломарафонах проводимых клубами городов Санкт-Петербурга и Волгограда. Участвовали в международных веломарафонах Париж-Брест-Париж, Лондон-Эдинбург-Лондон и Вологда-Онега-Ладога.

Для участия в марафонах нашего клуба приезжали велосипедисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Тольятти, Кирово-Чепецка, Оренбурга, Саратова, Балаково, Волгограда, Заречного и Кузнецка. После таких визитов, в городах, где не было веломарафонских клубов они организовались, или это планируется сделать в ближайшем будущем.. На сегодняшний день в России создано более 30 веломарафонских клубов и тенденция роста их количества сохраняется.

Члены клуба принимают активное участие в городских спортивных мероприятиях и добиваются успеха. Так, в городском велокроссе проводимом в лесном массиве на Западной Поляне ребята из велоклуба "Сура-Марафон" два года подряд стояли на подиуме в числе победителей. Хотя велокросс совсем не похож на веломарафон.

Веломарафонские навыки успешно применяются в велотуризме. Становится возможным прохождение в два, а то и в три раза больших расстояний за сутки, чем это делает обычный велотурист. При этом удаётся за тоже время больше увидеть и узнать нового и охватить своим присутствием большие пространства.

Несколько лет подряд клуб проводил вело-лыжный двух этапный дуатлон. Зимой, на первом этапе, для всех желающих проводится лыжная гонка на 5 километров. В начале осени проводится велогонка с раздельным стартом на 10 километров с интервалами полученными на лыжной гонке. Оба этапа получаются зрелищными и азартными, где трудно предсказать победителя. А победителем дуатлона станет тот, кто первым пересечёт финишную линию на велогонке.

Велоклуб "Сура-Марафон" всегда открыт для новых членов. В клубе нет строгого понятия членства, но принято считать, что человек успешно прошедший клубную веломарафонскую дистанцию становится членом клуба. Веломарафоны проводятся по гибкой схеме. Часто вместе с большим веломарафоном, например, на 400 километров, проводятся марафоны на меньшую дистанцию для обеспечения участия тех, кто пока не набрал достаточной формы или опыта. Почти всегда проводится минивеломарафон на 100 километров для начинающих, без ограничения возраста, но с сопровождением взрослыми, если участнику меньше 18 лет. Самым младшим участником прошедшим 100 км был девятилетний Антон Семёнкин.

Веломарафонские клубы живут по четырехлетнему циклу завершающим событием которого является супервеломарафон "Париж-Брест-Париж". Вот, кажется, это было недавно – в августе 2015 года, когда представители и нашего клуба вышли в составе более чем 6000 участников со всего мира на старт этого испытания. Затем последует год отдыха с невысокой интенсивностью веломарафонов и привлечением новых участников, совершенствованием организации и Правил. Затем замаячит следующий Парижский веломарафон, количество марафонов возрастёт и два года в воображении активных веломарафонцев будет проигрываться перспектива участия. Опытные, или успешно набирающие опыт веломарафонцы, раз или даже больше, примут участие в длинных, 1000-1400 километровых марафонах проводимых своим или другими клубами. Последний сезон будет направлен на окончательную подготовку ведущих марафонцев для участия в Главном веломарафоне мира во Франции.

Клуб не имеет места постоянного базирования, да и не нуждается в нём. Для того, чтобы провести пару встреч в год всегда можно найти место. Все клубные вопросы давно и успешно обсуждаются и решаются в Интернете. Там всегда можно ознакомиться с текущими событиями клуба: узнать о плане предстоящего веломарафона, зарегистрироваться на выбранную дистанцию очередного веломарафона, скачать схему дистанции, легенду маршрута, карту, GPS–маршрут, посмотреть результаты марафонов, фотографии, прочитать впечатления участников и высказать по любому вопросу своё мнение. Находите нас по имени клуба, заходите, общайтесь, приобщайтесь к интенсивно развивающемуся веломиру и становитесь его жителем!

Выходите на веломарафонские дистанции. Да, поначалу будет трудно. Но чем Вы хуже других? Подключайте свой интеллект и вы справитесь и пойдёте по пути к совершенству.


Основатель велоклуба "Сура-Марафон"        Владимир Басалаев