Марафон-600 до Волги и обратно

(или моя десятая шестисотка)

Маршрут такого веломарафона давно напрашивался, но попытка пройти его в прошлом году завершилась неудачным падением на спуске. Этого бы не случилось, будь я хоть чуточку осторожней. С определением "неудачным" можно не согласиться. Ведь через месяц после этого я снова сел на вел и покатил марафоны. Была и шестисотка, но другая.

В этом сезоне мало народа участвует в марафонах. На двухсотку ещё появляются желающие, а на большее найти таковых становится всё труднее. Да, как пишут классики веломарафонского движения, преодолевать свои немощи не простая задача. Куда веселее кататься в компании в своё удовольствие.

Нас трое, причём, один под сомнением. Кажется, приболел.

На этом марафоне каждый из нас решил в конце основного маршрута разведать своё направление. Я, как и положено, до Волги. Слава Андреев - до центра Саратова. Олег Киреев – до Балаково. Получается, что где-то после 240-250 километра наши маршруты расходятся.

Ложусь спать пораньше. Будильник не завожу. Организм сам решит сколько ему надо спать, и будет прав. Просыпаюсь после четырёх утра, быстро завтракаю, одеваюсь под весьма комфортную температуру +18°С, отправляю СМК Славе о старте в 5.15, выезжаю. Я не опасался его разбудить, потому что уже получил от него сообщение о выезде в 3.05.

Пересекаю ночную, но светлую Пензу, по пустынным улицам, мимо светофоров на которых не загорается красный свет. Меньше чем через час выезжаю на трассу М5, на которой пока ещё почти нет машин. Ехать комфортно. Везде сплошная линия огораживает безопасную полосу асфальта шириной метр, два и более. На всех дорогах бы так!

Перемещаюсь быстро, хотя не гоню. Ветер, если он и есть, то не мешает. Рельеф по направлению движения приличный, но со свежими силами преодолевается без возникновения отрицательных эмоций. Так, без остановок и особых впечатлений подъезжаю к повороту на Русский Камешкир. На велокомпьютере 90 километров.

За полчаса до поворота уже подул южный ветер, пока боковой. Но после поворота ветер стал встречным и усиливающимся. Скорость заметно упала Дотягиваю до 100 километров пройденного пути по велокомпьютеру и на автобусной остановке делаю перерыв.

Снимаю часть утепляющей одежду, от которой уже начал сильно потеть, съедаю бутерброд взятый из дома. Велокомпьютер показывает почти 101 километр. Пройдено это за 3 часа 55 минут со средней скоростью 25,2 км/час. Для первой сотни на большом марафоне, нормально. Слегка разминаю ноги и, вперёд!

Облака стали рассеиваться и почувствовалась жара. Но солнца сегодня я пока не видел. Длилось это недолго, облака сомкнулись и похоже, надолго.

Дорога продолжилась сначала пологими подъёмами с хорошим асфальтом где на ровных участках скорость против усилившегося ветра ещё удавалось удерживать на уровне 18-20 км/час. Затем крутизна стала увеличиваться, а на асфальте появились частые трещины Всё это вместе со встречным ветром заметно снизило скорость.

Вот, крутой и продолжительный подъём на дороге идущей вдоль Русского Камешкира. Вот, второй, почти такой же. Пологий спуск и поворот на Пестровку. Напротив, на остановке стоит Слава. На моём велокомпьютере 120 километров.

Слава приглашает отдохнуть, от чего не отказываюсь.

Делимся впечатлениями. Слава выглядит бодро, делает несколько фотоснимков. Тоже сожалеет о сильном встречном ветре, против которого придётся ехать не менее 150 километров.

Слава уже отдохнул и готов ехать. А мне чуточку времени понадобилось, чтобы перекусить и упаковать снятую одежду. Выезжаю с пятиминутным отставанием.

Дорога сначала пошла так, что ветер стал боковым, но вскоре незаметно вытянулась прямо против ветра. Небольшие зигзаги практически не меняют ситуацию. Машин на дроге мало, асфальт хороший. На некоторый спусках удаётся хорошо разогнаться, но только на тех, после которых хороший подъём немного закрывающий встречный ветер.

Километров через шесть вижу Славу и догоняю. Едем вместе, разговариваем. Слава фотографирует меня в движении. Вижу, что он наловчился делать снимки не останавливая велосипед и это у него хорошо получается. Проезжаем несколько поворотов, спусков, и на длинном подъёме после села Пестровка вижу, что расстояние между нами стало стабильно увеличиваться. Через пару холмов, оглянувшись, я уже не увидел его.

У села Бегуч пришлось пройтись пешком по обочине мимо рабочей бригады производящей ремонт асфальтового полотна. Это был последний населённый пункт Пензенской области.

Далее началась Саратовская, с постепенно ухудшающимся асфальтом и неутихающим встречным ветром. Жду начало упомянутого ранее спуска, чтобы не прозевать и не разогнаться выше разумного. Но, пожалуй, встречный ветер не позволит этого сделать.

Тем не менее, притормаживать пришлось часто. Спускаюсь к хорошо знакомой мне развилки и останавливаюсь. Чуть больше года прошло с момента плотного знакомства с этим перекрёстком. Вспоминаю, что и как было. Вижу, что крапива на месте приземления в этом году выросла намного ниже и не такой густой, как в прошлом. Интересно побывать в хорошо знакомых местах!

По дороге сюда было чёткое намерение сфотографировать это место, но сейчас подумалось: "Зачем? Это пока не памятник". Сажусь на вел и аккуратно проезжаю остаток спуска закончившийся в селе Абдуловка.

Дорога разбитая, ветер встречный, скорость небольшая. Если на первой сотне километров выпил всего половину фляжки минералки, то сейчас интенсивность питья возросла. В Берёзовке захожу в магазин, беру литр Колы и фруктовый сок, который выпиваю сразу. Интересуюсь наличием кисломолочного. Ответ ожидаемый и отрицательный.

Через десяток километров посёлок Тепляковка, где поворот на село Старые Бурасы. При хорошем раскладе на марафоне, возможно, на обратном пути проеду туда и вернусь. Это, в перспективе могла бы быть середина марафона-400.

Что вижу! Столовая! Это кстати. Открываю дверь и по длинному темному коридору веду велосипед не теряя надежды. Дверь в конце коридора открылась. Девушка показавшаяся в проёме спросила: "Вы к нам?" – "Да", - отвечаю. "Оставьте велосипед в коридоре и проходите. Его у нас никто не возьмёт". Так и делаю.

Столовая небольшая, на три стола, чистая уютная. Мне показали где помыть руки и предложили пельмени, салат и чай. Со всем соглашаюсь и, пока приносят еду, звоню Славе и выдаю информацию о наличии пункта питания, на время позабытого в нашей стране, но всё чаще появляющегося в последние годы.

Работницы столовой интересуются, откуда и куда еду. Спрашивают, для чего всё это? Но не удивляются. Приглашают к ним при случае заезжать. Поел, не слишком плотно, но вполне достаточно. Благодарю женщин и, поехал.

В прежнем темпе проезжаю До Базарного Карабулака. Въезду в поселок предшествует продолжительный спуск. Посёлок с десятитысячным населением расположился среди крутых холмов и, надо сказать, неплохо смотрится. Если бы и асфальт получше! В 2007 году, занимаясь поиском маршрута марафона к месту приземления Ю. Гагарина, я уже проезжал по этой дороге. Тогда здесь был шикарный асфальт и с тех пор его только латали. Живого места на дороге в черте города нет, но нет ям и трещин. Всё добросовестно замазано, но криво, разумеется.

Спуск продолжается, еду мимо магазинов, административных и жилых зданий.

На велокомпьютере появляется "200" и время 15:45. Смотрю показатель средней скорости, который снизился до 23, 2 км/час. Запоминаю эти числа, чтобы записать на остановке.

Долгий спуск заканчивается мостом через небольшую речку и начинается подъём. Посёлок постепенно заканчивается и через пару километров покрытие дороги стало чуть лучше. Замечаю, что машин на дороге очень мало. Да, основное передвижение транспорта в сторону Саратова идёт через Тепловку, а эта дорога используется редко, да и называется она "Вольск – Базарный Карабулак". И чем дальше от Карабулака, тем лучше асфальт.

Пошли продолжительные подъёмы и спуски. Вокруг красивые поля с редкими перелесками. Красиво, но монотонно крутить в длинные подъёмы против ветра не просто. На середине одного из них недалеко от дороги установлен большой деревянный крест. Останавливаюсь, чтобы передохнуть. Ставлю велосипед уперев о брёвна сооружения, ложусь рядом, отдыхаю. Хорошо!

На кресте различные религиозные надписи и наиболее выделяющаяся из них: "Nika". Древнегреческая Богиня победы? Не берусь толковать.

Слегка отдохнув и записав запомненные показатели велокомпьютера на отметке 200 километров выхожу на дорогу и заканчиваю подъём. За ним начинается спуск, а затем снова в гору. Так повторяется несколько раз и наконец пошёл длинный спуск выведший к трассе Р228 Саратов-Вольск. Останавливаюсь, чтобы уточнить по легенде расстояние до поворота на Воскресенское. Ехать 14 километров и поворот будет за селом Синодское.

Сворачиваю вправо. Транспорт идет достаточно плотными потоками, но белая полоса и полметра асфальта справа от неё создают более-менее комфортную зону для велосипеда. Ветер стал боковым и чуть ослабел. Скорость держится не ниже 25 км/час а местами превышает 30. Рельеф пологий.

В таком темпе на одном дыхании доезжаю до поворота. Сворачиваю влево на разбитую асфальтовую дорогу и начинаю движение уже непосредственно к Волге. Через километр покрытие улучшилось, но осталось далёким от идеала. Пользуясь отсутствием машин выбираю хорошие участки дороги и еду по ним, то справа, то слева, то посередине. Скорость невысока, хотя больших подъёмов здесь нет.

Еду чуть больше часа. Начинается пологий спуск, скорость возрастает так, что приходится тормозить. О! Да это ветер попутный! Открывается вид на Волгу. На окраине села останавливаюсь и делаю несколько фотоснимков.

Аккуратно завершаю спуск и по запутанным улицам Воскресенского интуитивно приближаюсь в Волге стараясь запомнить дорогу назад. Вот, осталось полсотни метров крутого спуска по асфальту до самого берега. Спускаюсь и пешком по гальке подхожу к воде.

Время 20.45. Пройдено 288 километров. Это значит, что от дома до Волги доехал за пятнадцать с половиной часов. Не ахти какой показатель, но почти 200 километров против сильного встречного ветра…

Вот она, Волга! Ширина её в этом месте почти два километра! Опускаю руку в воду. Тёплая! Очень! Вода спокойная, без волны. От дневного ветра и след простыл. Людей вокруг никого. Лишь одинокая парочка пробрела без внимания мимо и удалилась. Рядом причал и сооружение, видимо для погрузки чего-то на суда. Можно ли здесь купаться? Скорее, по обеим сторонам от этого места более подходящие берега.

Делаю три снимка Волги и звоню домой, а затем отправляю СМС Славе. "Я на Волге". Эта весть вызывает у него положительные эмоции. Слава отвечает: "Круто" и что проехал Синодское и движется в сторону Саратова.

Наступили самые длинные дни, но из-за непогоды темнота наступит быстрее, чем надо бы. Кстати, солнца сегодня я так и не увидел. Осталось разведать направление до Березняков. Ещё, и поесть бы не мешало.

Отъезжаю от берега и захожу в кафе. Беру курицу, хлеб и кофе. Пока всё это быстро уплетаю, продавец и парень, заинтересовавшиеся тем, откуда я приехал, рассказывают мне то, что знают о дороге. Говорят, что сначала будет асфальт, затем гравий, и даже участки грунта.

Заполняю фляжку питьём и отъезжаю от кафе в направлении Березняков. Сначала асфальт был приличным и катилось быстро. Слева шла лесополоса сквозь которую нередко проглядывалась Волга. Пошёл гравий, но укатанный, затем снова асфальт, но старый. Доехав до следующего гравийного участка решаю, что с ситуация с дорогой прояснилась и поворачиваю назад. Уже наступили сумерки усиленные хмурым небом. Включаю фонари.

Возвращаюсь в Воскресенское и по знакомой дороге идущей в подъём покидаю этот прибрежный посёлок, с которым толком не успел ознакомиться. Замечаю, что ехать легко потому что меня подгоняет сильный попутный ветер. Эх, до конца бы так!

Пора бы одеться теплее и достать налобный фонарь. Так я смогу видеть показания велокомпьютера и лучше ориентироваться в темноте в хитросплетениях дефектов асфальтового покрытия. Жду, когда по ходу движения появится удобное место. Долго ждать не пришлось. Вот, остановка, представляющая собой сооружение из двух бетонных плит соединенных вверху под острым углом и с задней стенкой. Всё это слегка напоминает жилище индейцев - вигвам. Зачем она здесь? Ведь рядом ни жилья, ни поворота не видно.

Останавливаюсь, завожу внутрь велосипед и ставлю у стенки. Скамейки здесь нет, её уже давно утащили. Да, ладно! Сначала достаю налобный фонарь, чтобы всё было лучше видно. Начинаю надевать на себя всю одежду, что везу с собой.

Только было, закончил это занятие, слышу, как проехавшая мимо легковушка остановилась и сдаёт назад. Из машины выходит молодой парень и интересуется: "Случилось что? Нужна помощь?" – "Нет, - отвечаю, - спасибо. Сейчас оденусь и дальше поеду" – "Ну, ладно. Счастливого пути!" – "Спасибо, что поинтересовались. А то, всякое ведь может случиться в темноте" – "Удачи Вам!". Парень сел в машину и поехал.

Но мне поехать не довелось. Совершенно внезапно хлынул дождь, рванул ветер, но так, что стал встречным, закачались деревья, засверкали молнии и загрохотал гром! Гроза жуткая! Вот это да!

Желание остаться в основном было продиктовано встречным ветром. Иначе, пожалуй, поехал бы. Но нарисовался другой вариант.

Достаю из заднего багажника мешок из плёнки покрытой алюминиевой фольгой и лезу в него. На берёзовое брёвнышко кладу наколенник. Это под голову. Второй наколенник под спину. Тепло и комфортно. Вся одежда, перчатки и велотуфли на мне и абсолютно не мешают. Пол на остановке оказался не холодным. Лежу, смотрю сквозь полупрозрачную плёнку на небо. Вижу сверкающие молнии, наклонённые ветром деревья, слышу частые раскаты грома. Но меня это не достаёт.

Вижу, как рядом останавливается машина, которая уже здесь была, выходит тот же парень, останавливается и пытается разглядеть и понять, что же на остановке произошло? Велосипед он, конечно, видит. А меня, нет. Я пошевелился. Парень, увидев это сел машину и уехал. Ну и правильно.

Прихлопнул комара, который залетел под плёнку и запищал. Больше их не было. Лежу, закрываются глаза, сознание начинает расплываться. Но связь с окружающим миром, кажется, не прерывалась. Слышу гром и сквозь сомкнутые веки вижу отблески молний. Но это воспринимается как данность и меня не волнует.

Просыпаюсь от наступившей тишины. Открываю глаза и сквозь плёнку вижу прямо стоящие деревья на фоне звёздного небо. Оно уже чуть тронуто утренней зарёй. Вылезаю из плёнки, встаю. Время на велокомпьютере 2.53. Надо ехать.

Собираюсь быстро, но стараюсь быть внимательным, чтобы ничего не потерять и не забыть.

Асфальт после дождя уже начал подсыхать.

Еду легко. Не зря же, три часа провёл в горизонтальном положении. Да, с дождём мне на этот раз повезло! Ни она капля меня не замочила!

Незаметно проезжаю оставшиеся 24 километра до трассы Р228 и сворачиваю на неё. К этому времени окончательно просветлело. Выключаю фонари и со скоростью не ниже 25 км/час продвигаюсь до поворота на Базарный Карабулак. Машин на дороге очень мало.

Поворот, длинный подъём. Штиль стоявший с раннего утра начал постепенно сменяться ветерком, который на этот раз ожидаемо оказался попутным. И горки брать стало легче, и дефекты покрытия кажутся не такими существенными. Скорость передвижения выше вчерашней. Но спускаясь с горок приходится быть внимательным.

Позади остаётся Вязовка. Снова подъём, после которого останавливаюсь, чтобы снять немного одежды. Светоотражающая жилетка уже слишком сильно греет. С утра проехал почти 65 километров без остановок. Снова включаюсь в дорогу и вот, спуск с Старую Жуковку.

Несмотря на то, что утро пока ещё раннее, люди в селах уже на ногах. Кто-то куда-то идёт, кто-то в огороде возится.

Собаки бдительно несут службу и весьма эффектно изображают это. Вот, от магазина отбежала тройка дворняг и с лаем бежит за велосипедом. К такому я давно привык, но всегда поступаю по-разному. Резко ускоряюсь где-то, до 45 км/час, собаки отстают и успокаиваются. Но их лай был услышан и эстафетная палочка перешла к следующей собаке, красивой и ухоженной. Поступаю так же, с тем же эффектом. Здесь, наверное, и запрещающий крик обеспокоившегося хозяина поспособствовал тому, что собака отстала. Но эстафета продолжается. На самой окраине села, которое я пролетел одним махом, перед подъёмом, за велосипедом с лаем побежала какая-то шавка. Не сумев быстро переключить передачу, останавливаюсь. Собака тоже останавливается и спокойно уходит.

Собаки хорошие артисты и то, что они изображают, далеко не всегда соответствует их реальным намерениям. Они могут лаять, рычать, скалить зубы, показывать страшную злость, но если при этом они резво машут задранным вверх хвостом, то это, скорее всего, игра, важный компонент собачьего бытия. Если собака бежит и задрав голову смотрит в лицо, то это точно игра. Если же её взгляд направляется вниз, на ногу, это может указывать на реальное намерение цапнуть. Но бывает это достаточно редко. Если прекратить вращение, то агрессия резко снижается. Если вынуть из держателя фляжку, то внимание собаки переключается на неё с коротким ожиданием последующих действий связанных с этим предметом. Нередко этого достаточно, чтобы собака отстала. Если брызнуть струёй из фляжки на собаку, она начинает облизываться и скорее всего отстанет.

На этот раз я принял игру и был сыгран предполагаемый сценарий. Конечно, я не смогу долго удерживать такую скорость, но чуть дольше собаки. Причём, собаке гнать по асфальту намного труднее, чем велосипеду. Если перейти на грунт, то у велосипеда никаких шансов. Но, есть разные собаки и разные велосипедисты и каждый выбирает свою игру.

Много ещё можно писать на эту тему, но воздержусь. Надо себя правильно вести не показывая страх и обеспокоенность. Обычно я еду делая вид, что не обращаю на собаку никакого внимания, хотя наблюдаю за ней. Это снижает её агрессивность и обычно она отстаёт когда заканчивается зона её территории.

После долгого подъёма пологий спуск и на его середине остановка автобуса. Ложусь на скамейку и отдыхаю минут пятнадцать. Пожалуй, не дело, гоняться с собаками на четвертой сотне марафона.

Постепенно дорога ухудшается. Это значит скоро Базарный Карабулак. На невысокой скорости спускаюсь в городок и останавливаюсь у водопроводной колонки. Умываюсь, наливаю в пустую фляжку воду. Продолжаю спуск до моста через речку выхожу на подъём второй половины Базарного Карабулака. Народа и машин на улице почти нет. Медленно добираю подъём осматривая обе стороны улицы, вдоль которой протянулись преимущественно одноэтажные дома, много магазинов. Начинается лес Не закончив подъём переезжаю дорогу и останавливаюсь на площадке для отдыха.

Здесь большая надпись обозначающая начало посёлка. Чуть дальше на бетонной плите скульптура головы оленя с рогами, изо рта которого льётся струя родниковой воды. А чуть дальше, скульптура лежащего лося окрашенная золотистой краской. Фотографирую всё это, отдыхаю. Смотрю по велокомпьютеру, что с утра проехал 80 километров за 4 часа 15 минут с тремя остановками. Время – 7.15 утра.

Вижу пропущенную СМС от Славы. Он определил обратный маршрут и возвращается через новы Бурасы, Лопатино, Шмышейку.

Добираю остаток подъема и через 14 километров приезжаю в Тепляковку. Столовая уже открыта и мне здесь, пожалуй, рады. Снова дали умыться, предложили небогатое, но плотное меню, задали кучу вопросов, накормили, пригласили ещё заезжать и отпустили. Узнаю, что вчера Слава заезжал сюда, и тоже не зря.

Снова поехал. Проезжаю Берёзовки, Липовку, забираюсь в тягун после Абдуловки. Жду начало места ремонта асфальта, но оказывается, вчера здесь всё сделали, даже следов не видно.

Останавливаюсь у магазина в поселке Белая Гора и покупаю питьё. Продавцы и водитель с пассажирами подошедшей машины проявляют любопытство. Вчера они видели меня и Славу. Интересуются: - "Куда? и Зачем?". Заполняю фляжки и беседуем. Водитель вспоминает, как в молодости занимался борьбой и ездил в Пензу выступать на соревнования. Говорит: "Я и сейчас иногда на зарядку бегаю". Обещаю продавцам в следующий раз обязательно зайти и отъезжаю.

Началась Пензенская область.Асфальт стал лучше и при постоянном попутном ветре легко еду за тридцать, а то и больше. Подъёмы, конечно есть, скорость на них теряется, но это не печалит. Иногда вижу стоящие у дороги легковые машины и их пассажиров, собирающих неподалеку землянику. А мне кто мешает? Хоть немного попробовать! Да еще ромашки растут по обе стороны целыми полями. Надо остановиться. Я ведь не на соревнованиях.

Веду велик по полю и останавливаюсь метрах в тридцати от дороги. Устанавливаю его уперев педалью в кочку. Стоит, не падает. Делаю пару снимков велика в окружении ромашек. Романтично! А под ногам земляника! Много спелой, но есть ещё не созревшие ягоды. Сладкая! Минут пять позанимался этим приятным делом, и достаточно. Вывожу велосипед на дорогу и продолжаю марафон.

Продолжаю держать хорошую скорость и через полчаса выезжаю к Русскому Камешкиру. Поворачиваю вправо. До трассы М5 остаётся порядка тридцати километров. Сначала покрытие дороги хорошее, а затем на асфальте появились многочисленный трещины. Скорость пришлось сбавить. Рельефные участки прохожу медленнее, чем предполагалось.

Хлынул дождь, но скоро прекратился. Стало холодно. Торможу у остановки, чтобы немного одеться. Заодно, созваниваюсь со Славой. Он подъезжает к Лопатино по попутному ветру. Да, ехать нам почти одинаково, но у меня впереди хороший асфальт, а у Славы – разный.

Минут десять на всё это уходит. Отъезжаю и через некоторое время чувствую боль в правой области шеи. Это осу занесло ветром под ремешок шлема и она, выбираясь, ужалила. Два раза! Жжёт. Но терплю. Ох уж эти насекомые! Везде достанут! Рукой чувствую, как в местах укуса появляется опухоль. И жжение не проходит. Ладно, потерплю. Организм и не с таким справлялся.

Дорога выравнивается, выезжаю к повороту на М5. Машин на трассе, как всегда в дневное время, огромное количество. Шум стоит неимоверный! Но пространство за сплошной белой полосой позволяет чувствовать себя более-менее уверенно. Изменилось направление движения, но ветер немного помогает. Скорость держу хорошую и в таком темпе проезжаю километров пятнадцать. До финиша остаётся восемьдесят километров. Пошёл дождь, и сильный. Я продолжал бы ехать, но чувствую, что пора бы поесть.

Вдоль такой трассы как М5 еды навалом. Захожу в первую попавшуюся будку, на которой написано "Столовая". Встречает мужик пенсионного возраста. Спрашивает:"Что будем кушать?" – "У Вас и выбор есть?" – "Не особо." – "Тогда озвучивайте меню" – "Борщ." – "Пойдёт. А салат найдётся? Про чай не спрашиваю." - "Найдётся, сейчас всё принесу". Сажусь за стол. Через минуту появляется салат, а за ним борщ и чай.

Приступаю. Хозяин стоит молча и не задаёт никаких вопросов. Да, и кого он здесь только не видел? Борщ вкусный. Говорю об этом и слышу в ответ – "Фирменный". Ещё слышу о том, что все дальнобойщики, кто его попробовал, постоянно останавливаются здесь на обед. Спасибо, расплачиваюсь и выхожу на воздух. Дождь прекратился.

Сажусь на вел и чувствую, что погода приготовила заключительный (надеюсь) сюрприз. Ветер сменил направление и стал дуть навстречу! А я то уж губу раскатал – быть дома в 18 часов! Гребу против ветра. Дорога то поднимает меня на гребень волны, то бросает в ложбину. Да нет, я сам это делаю. И вижу, что в подъём скорость очень не велика. Сильный шум от машин просто угнетает. Нет. Надо так выстраивать наши маршруты, чтобы возвращаться по этой трассе только ночью.

"Фирменный борщ" напомнил о себе жжением в горле, да так, что пришлось остановиться и выпить таблетку "Фестал". Не помогла. Чуть позже, прямо на ходу принимаю две таблетки "Мезим". Через несколько километров отпустило. И боль от укусов осы прошла, как и не бывало. Да, и какие только неприятности не подстерегают нашего брата! А удовольствие в заключительной части одно – финиш! Но сам он ко мне не подкатит...

Так, без особых впечатлений, два раза передохнув на остановках, подъезжаю к повороту на Пензу. До конца ещё 23 километра. Девять еду по краю узкой дороги, стараясь не мешать обгоняющим машинам. Ещё четырнадцать, по улицам города. Встречный ветер так и не стих. Финиширую в 19.55. Средняя скорость на марафоне - 20,4 км/ч.

Что ещё сказать напоследок? Хороший был марафон. Насыщенный событиями, не скучный. Локальные выводы обозначены по ходу повествования.

Владимир Басалаев