Марафон-600. Против ветра

Такого тяжелого марафона ещё не было.

Прогноз погоды на оба дня не предвещал ничего хорошего, но мы всё-таки поехали в эту Саратовскую область. Для меня это была первая 600-ка в южном направлении. Часть дорог я знал после похода 2011 года.

Старт в 3.10 в субботу. Проехал по улице Нейтральной, через Ахунский переезд и на М-5. Здесь встретил рассвет. Дальше погнал в сторону Кузнецка. Небольшой встречный ветер чуть мешал держать хорошую скорость. После Кижеватова, когда начались открытые участки местности, ветер усилился. В Нижней Елюзани повернул в сторону Камешкира. В 8.15 на остановке у поворота на Среднюю Елюзань снял первые показатели счётчика: 85 км, 4.41 ходовое время, 18 км/час средняя. На телефоне обнаружил СМС от Басалаева. Он стартовал в 5.15 и был где-то уже недалеко. Ветер продолжил мешать. Очередные показатели выглядели совсем смешными. К повороту на Пестровку приехал в 10.20, проехав ещё 28 км. Ходовое время 1.44. Средняя скорость 16,1. Тут меня настиг Басалаев. С этого КП я уехал первым. Басалаев остался перекусывать.

Направление движения осталось прежним. На юго-восток. Ветер не на шутку разыгрался. За редкими деревьями и кустиками удавалось от него прятаться. Перед Пестровкой меня снова догнал Басалаев и мы несколько километров ехали вместе, делясь впечатлениями. После Пестровки, на подъёме я отстал и больше мы не виделись.

Пензенская область закончилась быстро. В последнем селе Бегуч идут дорожные работы. Часть покрытия меняют на новые. Здесь я хорошо перекусил. Съел салат и куринную ножку, которые вёз из дома в пластиковом контейнере и с приятными ощущениями въехал в Саратовскую область. Дорога сначала шла довольно хорошего качества. Направление движения часто менялось. Появились плотные лесополосы. Ветер почти не мешал. Вот и опасный спуск к Абдуловке, с развилкой почти в самом низу, где упал Басалаев в прошлом году. От Яковлевки до Березовки асфальт значительно хуже. Потом снова хороший. В Берёзовке звонок от Басалаева. Он сообщил о наличии хорошей столовой в Тепляковке. Мне до неё ещё километров восемь. В Тепляковке сначала зашёл в магазин. Пополнил запасы. На выезде из села зашёл в столовую. Сидеть не стал. Попросил в мой контейнер положить макароны и салат. Перед Базарным Карабулаком сделал одно фото на фоне Лося у родничка и покатился вниз по узким извилистым улочкам этого посёлка, который вполне можно было назвать и городом. На перекрестке на Вольск и Саратов снял показания. Время 16.40, 81 км, ходовое время 5.14, средняя скорость 15,5.

Итак, первые 194 км проехал за 13.30.

Ещё до старта я собирался ехать в Саратов, но по ходу марафона я менял свой маршрут.

После первой сотни километров я потерял столько времени, что вечером в Саратов попасть уже не смог бы. Я решил ехать в Воскресенское, как Басалаев.

После Карабулака я поехал вслед за Владимиром Васильевичем через Жуковку и Вязовку к трассе Р-228 (Сызрань-Саратов). Этот участок вопреки ожиданиям был очень хорошим: в сёлах есть магазины и колонки, хороший асфальт, недолгие крутые подъёмы, часть которых прошёл пешком, и затем долгие плавные спуски, где можно было силы съэкономить и скорость держать под 30. Ветер угомонился и в этот день больше не мешал. В 19.35 подъехал к трассе Р-228. За 2 часа и 22 минуты проехал 39 км, средняя скорость 16,4.

До Воскресенского оставалось ещё около 45 км. И я туда ехать передумал, т.к. в темноте там ни Волги, ни посёлка толком не увидел бы. До Саратова оставалось около 70 по хорошей трассе. Я решил ехать сегодня до областного центра, перед ним поспать пару часов и с раннего утра покататься по городу, где никогда не был.

Я довольно быстро добрался до села Синодское. От Басалаева пришла СМС "Я на Волге". Я ему в ответ "Еду в Саратов". Природа почувствовав мои коварные планы, решила снова всё испортить. Сначала небольшим дождём минут на 15 задержала на остановке. Потом почти со всех сторон заволокло тёмными тучами, и началось светопредставление в виде молний, чуть ли не ежесекундно вспыхивающими со стороны Волги (слева по ходу движения) и спереди со стороны Саратова. Машин на трассе было довольно много, но край дороги был отделён белой линией, за которой я держался. Асфальт почти везде идеальный. Плавные подъёмы и спуски. Около 21.30, когда я уже проехал километров 30-35 начался сильный дождь. До ближайшей остановки оставалось метров 300. Мне повезло. Весь промокнуть я не успел. Два часа я стоял, сидел, ел, мёрз, глядя на дождь с грозой. Один раз бабахнуло совсем рядом. Я чуть не оглох. Сначала шёл просто сильный дождь, потом поднялся сильный ветер. Я надел на себя всё, что было. Достал и завернулся в одеяло из фольги. Но держать его было не удобно и я завернулся в него под курткой. Стало довольно комфортно. Около полуночи дождь резко закончился, а ветер остался в нужном мне направлении. Не снимая фольги с себя я помчался по почти пустынной мокрой трассе в город, который я не увижу. Дождь отнял у меня время и смыл все мечты.

Хотя спать не больно хотел, стал поглядывать по сторонам в поисках удобного места для ночёвки. В 1.15 после Ельшанки завернул в лесополосу и отъехав метров 50 от дороги, нашёл удобное место, прикрытое от ветра. От предыдущей отметки проехал за 5,5 часа всего 45 км. 16 км/ч средняя скорость, ходовое время 2.48. Всего за 1 день проехал 278 км.

Спал с 1.30 до 3.30. До финиша оставалось всего 17 часов и 30 минут и более 300 км.

Я продолжил движение в сторону Саратова. Дорога раскачалась, ветра уже не было. До развилки на Бурасы и Карабулак доехал в 5.20. Всего 300 км, 22 км проехал за 1.17. До Саратова оставалось 25 км и смысла ехать туда я не видел, т.к. сегодня хотел вернуться в Пензу.

Итак, времени оставалось всего 13 часов и 40 минут. Проехать 300 км просто нереально. Я просто ехал домой. Вариантов для возвращения я рассматривал пять:

  1. От Новых Бурасов через Старые Бурасы, Тепляковка, Камешкир, Лопатино и Шемышейку (самый длиный вариант). Он был бы интересен разведкой нового участка от Бурасов до Тепляковки. И я бы так поехал было бы у меня часов 18 хотя бы. Там можно было недостающие 300 км набрать.
  2. Также, только от Камешкира через Н.Елюзань и по М-5 до дома. Ехать по М-5 в конце марафона не хотелось. От Тепляковки второй раз по тем же дорогам скучно.
  3. От Новых Бурасов до Петровска, далее до Лопатино (новый участок), далее до Пензы.
  4. Также, только от Петровска по трассе Саратов-Н.Новгород. Можно доехать быстро, но по трассе опасно и неохота.
  5. От Новых Бурасов в сторону Петровска до поворота на Озерки, Леляевка, потом по грунтовке до Белогорья, Лопатино, т.е. по маршруту "Космический". Вариант тоже короткий, но после дождей по грунтам наверно было бы тяжело проехать. Дорогу эту я не знал.

До Новых Бурасов я добрался к 9.10. Ещё 43 км я проехал за 3 часа и 50 минут. Ходовое время 3.05, средняя скорость 14,0. Участок новый для меня. Дорога почти вся в трещинах, много спусков и подъёмов, часть которых я шёл пешком. Ветер дул с востока и на некоторых отрезках мешал. Перед райцентром долгий и крутой подъём, с вершины которого открывается красивый вид. Как будто в горах где-то находишься. Бурасы проехал напрямую. Центр был оцеплен полицией. В городе проходил День скорби и памяти жертв ВОВ, как я потом дома в интернете узнал. Я немного удивился, аккуратно краем неспеша объехал большое скопление народа и поехал дальше. Голова плохо соображала к чему всё это. Забыл, что сегодня 22 июня!

От Новых Бурасов поехал в западном направлении, по ветру, в Петровск. Дорога среднего качества. На прямых разгонялся до 35. 25 км проехал очень быстро. Сразу за ж/д переездом увидел щит с рекламой о каких-то ж/б изделиях из села Леляевки и указатель на Озерки. Я повернул на север и погнал по новой дороге в Леляевку. Озерки начались сразу. Начался и мелкий дождик. 15 км до Леляевки почти всё время через лес. Дорога хорошая, ровная, машин нет. В селе у местного спросил как попасть в Пензенскую область, в Лопатино. Ещё раз об этом спросил у продавщицы, покупая баранки. Информация совпадала. Выехал из села в западном направлении. 3 км грунта через поле. Дождя видимо сильного не было и дорога грязной не стала. По мостику из плит переехал через границу областей и оказался в селе Белогорье. Там местный подросток охотно рассказал мне про дальнейший путь в Лопатино. Около 12 километров прыгал по каменистой неудобной дороге до села Дубровское (Комсомолец), потом по плохому асфальту 3 км до Точки и ещё километров 20 до Лопатино. Здесь ветер был попутным. В Лопатино снял показания счётчика. Время 14.00. 79 км проехал за 4 часа 50 минут. Ходовое время 4.25, средняя скорость 18,3 км/час.

И дальше с погодой произошло что-то странное. Направление движения осталось прежним, на северо-запад, а ветер поменял своё направление на противоположное и стал сильно дуть мне в лоб. Вместо 8 вечера, как я прикидывал, домой я вернулся в 22.15.

Пожалуй, ветер помог один раз на спуске от Русской норки до Шемышейки. Ну и в Пензе я ветер не чувствовал. А всё остальное время он был либо встречным, либо встречно-боковым с разных сторон. Иногда моросил мелкий дождик. 105 км я проехал за 8 с лишним часов. Ходовое время 7 часов 17 минут. Средняя скорость 14,4 км/час.

Как обычно, я ехал и проклинал все марафоны и этот в частности. Решил больше никогда их не ездить!

Щас!

Поездка безусловно мне понравилась, несмотря на то, что не увидел ни Волги, ни Саратова, ни высоких красивых холмов, кроме одного в Бурасах. Разведал много новых дорог. Природа по-своему красивая. Проехал ровно 530 км. Больше не хватило сил бороться с ветром. Велосипед ехал отлично. Не ломался, проколов не было. Цепь мазал один раз перед Камешкиром. Питался на маршруте более правильно, дискомфорта не испытывал. 4-часового сна перед марафоном и 2-часового на марафоне хватило, для бодрого состояния организма. Ни разу не штормило и в сон не валило.

Ещё раз убедился, что Саратовская область со своими дорогами слабо подходит для марафонов 600 и более км. Стали сильнее напрягать и некоторые участки от Пензы до Лопатино. Наиболее перспективное направление - СЕВЕР!

Вячеслав Андреев