Такого тяжелого марафона ещё не было.
Прогноз погоды на оба дня не предвещал ничего хорошего, но мы всё-таки поехали в эту Саратовскую область. Для меня это была первая 600-ка в южном направлении. Часть дорог я знал после похода 2011 года.
Старт в 3.10 в субботу. Проехал по улице Нейтральной, через Ахунский переезд и на М-5. Здесь встретил рассвет. Дальше погнал в сторону Кузнецка. Небольшой встречный ветер чуть мешал держать хорошую скорость. После Кижеватова, когда начались открытые участки местности, ветер усилился. В Нижней Елюзани повернул в сторону Камешкира. В 8.15 на остановке у поворота на Среднюю Елюзань снял первые показатели счётчика: 85 км, 4.41 ходовое время, 18 км/час средняя. На телефоне обнаружил СМС от Басалаева. Он стартовал в 5.15 и был где-то уже недалеко. Ветер продолжил мешать. Очередные показатели выглядели совсем смешными. К повороту на Пестровку приехал в 10.20, проехав ещё 28 км. Ходовое время 1.44. Средняя скорость 16,1. Тут меня настиг Басалаев. С этого КП я уехал первым. Басалаев остался перекусывать.
Направление движения осталось прежним. На юго-восток. Ветер не на шутку разыгрался. За редкими деревьями и кустиками удавалось от него прятаться. Перед Пестровкой меня снова догнал Басалаев и мы несколько километров ехали вместе, делясь впечатлениями. После Пестровки, на подъёме я отстал и больше мы не виделись.
Пензенская область закончилась быстро. В последнем селе Бегуч идут дорожные работы. Часть покрытия меняют на новые. Здесь я хорошо перекусил. Съел салат и куринную ножку, которые вёз из дома в пластиковом контейнере и с приятными ощущениями въехал в Саратовскую область. Дорога сначала шла довольно хорошего качества. Направление движения часто менялось. Появились плотные лесополосы. Ветер почти не мешал. Вот и опасный спуск к Абдуловке, с развилкой почти в самом низу, где упал Басалаев в прошлом году. От Яковлевки до Березовки асфальт значительно хуже. Потом снова хороший. В Берёзовке звонок от Басалаева. Он сообщил о наличии хорошей столовой в Тепляковке. Мне до неё ещё километров восемь. В Тепляковке сначала зашёл в магазин. Пополнил запасы. На выезде из села зашёл в столовую. Сидеть не стал. Попросил в мой контейнер положить макароны и салат. Перед Базарным Карабулаком сделал одно фото на фоне Лося у родничка и покатился вниз по узким извилистым улочкам этого посёлка, который вполне можно было назвать и городом. На перекрестке на Вольск и Саратов снял показания. Время 16.40, 81 км, ходовое время 5.14, средняя скорость 15,5.
Итак, первые 194 км проехал за 13.30.
Ещё до старта я собирался ехать в Саратов, но по ходу марафона я менял свой маршрут.
После первой сотни километров я потерял столько времени, что вечером в Саратов попасть уже не смог бы. Я решил ехать в Воскресенское, как Басалаев.
После Карабулака я поехал вслед за Владимиром Васильевичем через Жуковку и Вязовку к трассе Р-228 (Сызрань-Саратов). Этот участок вопреки ожиданиям был очень хорошим: в сёлах есть магазины и колонки, хороший асфальт, недолгие крутые подъёмы, часть которых прошёл пешком, и затем долгие плавные спуски, где можно было силы съэкономить и скорость держать под 30. Ветер угомонился и в этот день больше не мешал. В 19.35 подъехал к трассе Р-228. За 2 часа и 22 минуты проехал 39 км, средняя скорость 16,4.
До Воскресенского оставалось ещё около 45 км. И я туда ехать передумал, т.к. в темноте там ни Волги, ни посёлка толком не увидел бы. До Саратова оставалось около 70 по хорошей трассе. Я решил ехать сегодня до областного центра, перед ним поспать пару часов и с раннего утра покататься по городу, где никогда не был.
Я довольно быстро добрался до села Синодское. От Басалаева пришла СМС "Я на Волге". Я ему в ответ "Еду в Саратов". Природа почувствовав мои коварные планы, решила снова всё испортить. Сначала небольшим дождём минут на 15 задержала на остановке. Потом почти со всех сторон заволокло тёмными тучами, и началось светопредставление в виде молний, чуть ли не ежесекундно вспыхивающими со стороны Волги (слева по ходу движения) и спереди со стороны Саратова. Машин на трассе было довольно много, но край дороги был отделён белой линией, за которой я держался. Асфальт почти везде идеальный. Плавные подъёмы и спуски. Около 21.30, когда я уже проехал километров 30-35 начался сильный дождь. До ближайшей остановки оставалось метров 300. Мне повезло. Весь промокнуть я не успел. Два часа я стоял, сидел, ел, мёрз, глядя на дождь с грозой. Один раз бабахнуло совсем рядом. Я чуть не оглох. Сначала шёл просто сильный дождь, потом поднялся сильный ветер. Я надел на себя всё, что было. Достал и завернулся в одеяло из фольги. Но держать его было не удобно и я завернулся в него под курткой. Стало довольно комфортно. Около полуночи дождь резко закончился, а ветер остался в нужном мне направлении. Не снимая фольги с себя я помчался по почти пустынной мокрой трассе в город, который я не увижу. Дождь отнял у меня время и смыл все мечты.
Хотя спать не больно хотел, стал поглядывать по сторонам в поисках удобного места для ночёвки. В 1.15 после Ельшанки завернул в лесополосу и отъехав метров 50 от дороги, нашёл удобное место, прикрытое от ветра. От предыдущей отметки проехал за 5,5 часа всего 45 км. 16 км/ч средняя скорость, ходовое время 2.48. Всего за 1 день проехал 278 км.
Спал с 1.30 до 3.30. До финиша оставалось всего 17 часов и 30 минут и более 300 км.
Я продолжил движение в сторону Саратова. Дорога раскачалась, ветра уже не было. До развилки на Бурасы и Карабулак доехал в 5.20. Всего 300 км, 22 км проехал за 1.17. До Саратова оставалось 25 км и смысла ехать туда я не видел, т.к. сегодня хотел вернуться в Пензу.
Итак, времени оставалось всего 13 часов и 40 минут. Проехать 300 км просто нереально. Я просто ехал домой. Вариантов для возвращения я рассматривал пять:
До Новых Бурасов я добрался к 9.10. Ещё 43 км я проехал за 3 часа и 50 минут. Ходовое время 3.05, средняя скорость 14,0. Участок новый для меня. Дорога почти вся в трещинах, много спусков и подъёмов, часть которых я шёл пешком. Ветер дул с востока и на некоторых отрезках мешал. Перед райцентром долгий и крутой подъём, с вершины которого открывается красивый вид. Как будто в горах где-то находишься. Бурасы проехал напрямую. Центр был оцеплен полицией. В городе проходил День скорби и памяти жертв ВОВ, как я потом дома в интернете узнал. Я немного удивился, аккуратно краем неспеша объехал большое скопление народа и поехал дальше. Голова плохо соображала к чему всё это. Забыл, что сегодня 22 июня!
От Новых Бурасов поехал в западном направлении, по ветру, в Петровск. Дорога среднего качества. На прямых разгонялся до 35. 25 км проехал очень быстро. Сразу за ж/д переездом увидел щит с рекламой о каких-то ж/б изделиях из села Леляевки и указатель на Озерки. Я повернул на север и погнал по новой дороге в Леляевку. Озерки начались сразу. Начался и мелкий дождик. 15 км до Леляевки почти всё время через лес. Дорога хорошая, ровная, машин нет. В селе у местного спросил как попасть в Пензенскую область, в Лопатино. Ещё раз об этом спросил у продавщицы, покупая баранки. Информация совпадала. Выехал из села в западном направлении. 3 км грунта через поле. Дождя видимо сильного не было и дорога грязной не стала. По мостику из плит переехал через границу областей и оказался в селе Белогорье. Там местный подросток охотно рассказал мне про дальнейший путь в Лопатино. Около 12 километров прыгал по каменистой неудобной дороге до села Дубровское (Комсомолец), потом по плохому асфальту 3 км до Точки и ещё километров 20 до Лопатино. Здесь ветер был попутным. В Лопатино снял показания счётчика. Время 14.00. 79 км проехал за 4 часа 50 минут. Ходовое время 4.25, средняя скорость 18,3 км/час.
И дальше с погодой произошло что-то странное. Направление движения осталось прежним, на северо-запад, а ветер поменял своё направление на противоположное и стал сильно дуть мне в лоб. Вместо 8 вечера, как я прикидывал, домой я вернулся в 22.15.
Пожалуй, ветер помог один раз на спуске от Русской норки до Шемышейки. Ну и в Пензе я ветер не чувствовал. А всё остальное время он был либо встречным, либо встречно-боковым с разных сторон. Иногда моросил мелкий дождик. 105 км я проехал за 8 с лишним часов. Ходовое время 7 часов 17 минут. Средняя скорость 14,4 км/час.
Как обычно, я ехал и проклинал все марафоны и этот в частности. Решил больше никогда их не ездить!
Щас!
Поездка безусловно мне понравилась, несмотря на то, что не увидел ни Волги, ни Саратова, ни высоких красивых холмов, кроме одного в Бурасах. Разведал много новых дорог. Природа по-своему красивая. Проехал ровно 530 км. Больше не хватило сил бороться с ветром. Велосипед ехал отлично. Не ломался, проколов не было. Цепь мазал один раз перед Камешкиром. Питался на маршруте более правильно, дискомфорта не испытывал. 4-часового сна перед марафоном и 2-часового на марафоне хватило, для бодрого состояния организма. Ни разу не штормило и в сон не валило.
Ещё раз убедился, что Саратовская область со своими дорогами слабо подходит для марафонов 600 и более км. Стали сильнее напрягать и некоторые участки от Пензы до Лопатино. Наиболее перспективное направление - СЕВЕР!
Вячеслав Андреев