Марафон-400: "К Великим и Мудрым"

Давно хотел съездить в село Старые Бурасы в Саратовской области, и вот на очередном веломарафоне случай представился.

Вспоминаю, как в 2006 году, после прокладки маршрута веловарафона-600 к месту приземления Юрия Гагарина, друзья-велосипедисты из города Энгельса решили помочь мне вернуться домой и организовали машину, которая подвезла меня до села Леляевка, что находится на границе с Пензенской областью. Но водитель на развилке дорог в райцентре Новые Бурасы слегка ошибся, и вскоре мы оказались в селе Старые Бурасы. Те, несколько минут езды по дорогам села, удивили меня! Чем может удивить небольшое село? Но, обо всём по порядку.

Время 6.45. Выезжаю из дома. В 7.02 - Площадь Победы, место старта. Сегодня у меня экспериментальный маршрут и еду один. Другие участники марафона отъезжают на плановый маршрут. Запоминаю показания велокомпьютера и, поехал. И сразу "пролёт"! Почему-то на кольце пропускаю нужный поворот и выворачиваю на следующий, который выведет к заводу "ЗИФ". Да, "хорошее" начало! Можно было бы и вернуться, но не стал. Я знаю как отсюда с минимальными потерями выбраться. Ещё немного, и я на маршруте.

Машин на выезде из города меньше ожидаемого, ехать легко и в 7.35 выезжаю на трассу М5. На 14 километров от места старта затрачена 33 минуты.

На "федералке" тоже немного машин. Но стараюсь ехать аккуратно и ровно не выходя за сплошную белую линию. Сначала пришлось ехать по кромке асфальта, но вскоре ширина полосы асфальта от его края до белой линии увеличилось и ехать стало очень комфортно.

Ветер не чувствуется. Мелькают знакомые пейзажи. Некоторые из них навевают воспоминания. Много раз я ездил по этой дороге и всегда на ней и рядом отмечал что-то новое. Дорога с годами здорово изменилась. Стала в три раза шире, но и машин на ней поехало раз в десять больше.

Отмечаю, что процесс идет легче, чем здесь же, на недавнем марафоне-600. Подтверждение этому - средняя скорость 27,5 км/час показанная велокомпьютером у поворота на Русский Камешкир. Это на два километра больше, чем полтора месяца назад. Время - 10:06.

Продолжаю путь по "малолюдной" дороге. Жду 100-километровой отметки по велокомпьютеру, после чего, в первом попавшемся удобном месте остановлюсь на небольшой перерыв.

Удобного места долго ждать не пришлось. И хотя пройденное расстояние составило 99, 4 километра, торможу у остановки напротив села Лопатино состоящего из нескольких домов. Время - 10.24.

Устраиваюсь на скамейке, снимаю шлем, велотуфли и перчатки, чтобы немного расслабиться. Достаю 100-граммовый пакет со сгущенкой, бутербродом с сыром и не спеша справляюсь с этим. Сгущёнка сегодня тоже экспериментальная. После рассуждений и споров о её целесообразности при длительных нагрузках решил сам попробовать.

Звоню Президенту клуба, информирую. Надеваю снятое, смотрю, не забыл ли чего и, в путь! Задержался здесь на 17 минут.

Замечаю, что асфальт на этом участке стал лучше. Проезжаю Большой Умыс, огибаю Русский Камешкир и почти в самом его конце сворачиваю на дорогу, ведущую в Саратовскую область.

Здесь для велосипеда раздолье! Ровный асфальт почти без дефектов, средний рельеф, красивые виды вокруг и очень мало другого транспорта.

Через десять километров село Пестровка. Со спуска перед селом на соседнем холме видна красивая церковь из красного кирпича, с голубыми куполами. Но видно её недолго. Чуть по тормозам, поворот, крутой спуск в Пестровку, немного по инерции и уже нет её. Пошёл длинный тягучий подъём.

Постепенно он выполаживается и пошла приятная езда с небольшими перепадами высот. Чувствую, что маловато поел и организм об этом ненавязчиво намекает, забыв о сгущёнке. В марафонском деле это серьёзно! Принято к сведению. Километров пятнадцать ещё крутить до магазинов. А пока сушёный банан отвлечёт от этих сигналов.

Пейзажи уже не те, что радовали здесь на предыдущем марафоне. Много сухой травы, мало цветов, а те, что есть, не отличаются пышностью. И от тех, роскошных и романтических ромашек остались лишь воспоминания. Но, всему своё время!

Спуск к мосту через пересохшую речушку, асфальт засыпанный щебёнкой, въезд в посёлок Белая Гора. Это уже Саратовская область. Проезжаю до поворота и останавливаюсь у двух расположенных рядом продовольственных магазинов, один из которых оказался открытым. Время 12.46, пройдено 156 км. Это значит, что от предыдущей остановки прошло чуть больше двух часов.

Покупаю литр кока-колы, йогурт, совсем немного мармелада, грушу и ухожу на пустующую остановку автобуса на "обед". Пусть это будет обед, если время уже почти обеденное!

Начинаю с йогурта, а колу заливаю в опустевшую фляжку. Но что за кола пошла? Этот новомодный бренд обозначился тем, что на этикетках крупным шрифтом красуется имя человека (чаще всего) или некая пара слов его характеризующая. Вариантов того и другого очень много. Понадеявшись, наверное, на то, что народ, сбивая ноги, кинется по торговым точкам в поисках заветной бутылки со своим именем или другими понравившимися словечками, авторы этой сомнительной идеи забыли про нечто более важное. Про вкус. А он изменился не в лучшую сторону. После того, как из колы выйдет весь газ, а в этой версии выходит он почти мгновенно, в ёмкости остаётся некая подслащённая и подкрашенная водичка, и не более того. Да, прощай кола, вкусная и бодрящая. Маркетинг делает своё дело. Немало критиков было у кока-колы всегда, но в предыдущих версиях она мне просто нравилась. Теперь же, придётся искать замену.

Отъезжаю. С ветром сегодня сражаться не приходится, но туч на небе всё больше и больше. На моём "любимом" спуске у Абдуловки (где однажды было падение сход с дистанции) останавливаюсь, чтобы сфотографировать тучу, из которой льёт дождь. Тучи по всему горизонту. Но только в одном месте дождь. И похоже, мне надо именно туда. Проскакиваю Абдуловку, Яковлевку, Липовку. На спуске перед мостом застучало переднее колесо. После моста на подъёме останавливаюсь. Так и есть, прокол! Первый, в этом сезоне.

Прохожу метров тридцать до автобусной остановки в селе Берёзовка и устраиваюсь в ней чтобы заменить камеру. На велокомпьютере 186 километров, время 14.45. Запасных камер в этот раз у меня две штуки. Но нет, уже одна! Успокаивает то, что на худой конец есть клей и заплатки. Камеру заменил, накачал. Растянулся это процесс на 33 минуты. Не малое время, но зато перекусил и расслабился немного.

Еду, и через несколько километров село Тепляковка. Вот, нужный мне поворот на Старые Бурасы, который здесь никак не обозначен. На всякий случай пытаюсь уточнить направление у сидящего под забором мужика. Но тот, прилично "поддатый", соображает плохо, говорит только о своём и ему "по-барабану" то, о чём я спрашиваю. Но в момент некоторого просветления его сознания он показал на дорогу и произнёс: "Старые Бурасы".

На велокомпьютере 190,9 километра. Поворачиваю, справа остаётся здание сельского дома культуры, а слева здание почты. Это и будут ориентиры для поворота в будущей легенде маршрута.

Дорога хорошая, без машин, и всё больше под горку. Проезжаю село Малые озерки, мост через реку Медведица. А вот и 200 километров стукнуло. Время 16.01, средняя скорость 25, 1 км/час. Да, результат на первой двухсотке 9.15. Прокол отожрал полчаса…

Продолжаю движение и в 16.15 въезжаю в Старые Бурасы. На велокомпьютере 208 километров. Дорога раздваивается. Одна ведёт в село, другая в направлении виднеющейся на холме церкви. Сворачиваю влево, в село. Здесь прошёл дождь, но тепло, и дороги уже вовсю подсыхают.

На другой стороне дороги большое здание с плакатом во всю его ширину. На плакате текст: "Молоко - продукт "Материнский". Коммерческая сдача парного молока выгодна тому, кто продаёт и кто покупает. Администрация".

О! Это уже похоже на то, чем запомнились мне Старые Бурасы после первого посещения. Плакатами и стендами с изречениями и мыслями известных людей вошедших в мировую, советскую и российскую историю. И даже цитатами из Конституции РФ. Они везде. Их количество вполне соизмеримо с количеством населения проживающего в этом посёлке. Правда, на первом плакате автором является некая администрация. Но размах уже чувствуется. Еду дальше.

Вот площадь, парк, пара магазинов, аптека. Везде вижу изречения нанесённые краской на металлические листы приваренные к трубам забетонированным в землю. Проезжаю село насквозь и развернувшись в обратную сторону более детально знакомлюсь со всем увиденным.

Прежде всего в глаза бросаются вышеупомянутые стенды. Вот, первая четверка на въезде в село на первых двух сотнях метров. Они сразу уже придают селу некий официальный статус показывая всякому въезжающему, что это не просто деревня, а нечто более значимое! Но пожалуй, мне, незваному гостю села, не стоит вдаваться в комментарии, делать и навязывать всем однозначные выводы. Не я первый удивляюсь этому, и не я последний. Я не о смысле лозунгов. Здесь вопросов нет. Если история сохранила текст лозунга, значит он имеет право на жизнь. Если не сохранила, то нет его, а значит и говорить не о чем. Это не относится к недавним изречениям и их авторам, которые ещё не прошли проверку временем и настоящая судьба их изречений пока не определилась. Но претенденты, как видим, есть.

Проезжаю мимо конезавода. Понимая в конях намного меньше чем в велосипедах, с интересом читаю плакат о неведомой мне ранее торийской породе лошадей. Прочитав большой плакат начинаю понимать, насколько непросто заниматься этим делом. Живьём бы ещё увидеть такого коня! Можно было бы свернуть в сторону конезавода, но не стал.

Посмотрев направо, узнаю, что селу уже более трёхсот лет. Проезжаю мимо автобусной остановки "Конезавод" построенной в своеобразном изысканом стиле.

А вот, перед мостом через ручей, на широком металлическом стенде высказывание нашего Президента. Возможно, он произнёс где-то эту сухую, не оригинальную фразу, скорее всего в каком-то официальном докладе или послании. Интересно бы узнать, насколько полезна она для местного населения? Мне же, лучше вспоминаются его ироничные или резкие высказывания массово публикуемые в Интернете. Но навряд ли они встретятся здесь, где всё так не по-детски серьёзно.

На подъёме после ручья, поравнявшись с пешеходом, здороваюсь и вежливо завожу разговор.

- Я первый раз в Вашем селе. И удивляюсь большому количеству капитально исполненных плакатов с изречениями известных людей. Нигде я не встречал ничего похожего. Мне интересно, чья это идея и как относятся к этому жители села?

Похоже, собеседник мой оказался в курсе многого. Начал он так.

- Вы, конечно, приезжий и поэтому удивляетесь. Мы же к этому давно привыкли и ничего такого, влияющего на нас, не замечаем. Я вижу, Вы это фотографируете и наверное, собираетесь об этом где-то написать. Не делайте этого. А если и будете, то не называйте фамилий. И то, о чём я расскажу, тоже, только между нами.

Я согласился с этим и, как видите, даже не указал с кем говорю, с мужчиной или женщиной.

Собеседник начал с того, что издавна работал вместе с авторами и исполнителями этой идеи. Дальше пошло длинное и эмоциональное повествование, которое прервалось при прохождении мимо мужчины в рабочей одежде.

- Это работник конезавода, он не должен слышать то, о чём мы говорим.

После того, как человек удалился, рассказ продолжился и стало понятно, что смысл его можно обобщить известной формулировкой: "Лихие девяностые". С трудом уловив паузу вставляю:

- Но тогда же, везде так было...

- Везде было, да прошло, а у нас и сейчас так.

Чувствую, что могу узнать слишком много. И это выходит за рамки целей моего здесь присутствия. Осознав, что 20 минут на марафоне - это расточительно, начинаю благодарить за приятную беседу и прощаться.

Еду до конца улицы и фотографирую стенды. Редкие прохожие не обращают на это никакого внимания. Фотографирую далеко не всё. На некоторых стендах облезла краска и прочитать текст невозможно. Пропускаю Ленина и Путина, которых непропорционально много. Отдаю приоритет философам и учёным вошедшим в историю. Смутила подпись под стендом с изречением, якобы, нынешнего Министра обороны России. В фамилии ошибка, а что касается авторства самого изречения, то встречается оно у многих: от латиноамериканского революционера Эрнесто Че Гевара до фанатов футбольного клуба ЦСКА использующих его в своих речёвках и песнях. И не только.

Кстати, как мне здесь рассказали, автор идеи уже на пенсии. Но у него есть последователь и стенды с изречениями современных личностей, это уже его дела!

Вижу что стенды у двух добротных домов закрашены краской. Наверное, сделано для того, чтобы одна и та же великая мысль, каждый божий день по нескольку раз не напрягала человека вышедшего из дома или возвращающегося домой. У него ведь, и своё может быть в голове. А может быть закрашенные стенды подготовлены для нанесения текста будущих изречений? У соседей же, или руки не дошли, или... Мужчина, вышедший из рядом стоящего дома, не дослушав до конца мой вопрос, коротко и ясно ответил: "У нас на это иммунитет".

Перед небольшим административным (наверное) зданием, скульптуры Ленина и Сталина. А чуть в стороне, в скверике заросшем высокой, непролазной травой, две скульптуры сельских тружеников, мужчины и женщины. Первые двое - авторы множества изречений, вторые - для кого их изречения предназначены.

Проезжаю до конца улицы и возвращаюсь, фотографируя стенды с обратной стороны.

Сворачиваю к дороге, откуда приехал. Здесь Дворец культуры и большая площадь с мемориальными списками погибших в войнах сельчан, со скульптурой скорбящей женщины, с артиллерийским орудием. Всё ухожено и в хорошем состоянии.

Похожий подход к личностям вошедшим в историю я встречал и во Франции. Там множество памятников разных эпох и разных исторических личностей, деятельность которых имела разные исторические последствия. Но они стоят как памятники истории, и не более того. Когда-то я спросил у знакомого француза о его отношении к Наполеону, он ответил: "Я не люблю Наполеона, потому что он был тиран. И это хорошо, что русские его разбили. Но Наполеон – наша история и поэтому Франция ценит Наполеона".

Выезжаю на другую улицу так же пестрящую стендами. Улица чистая, ровная, но не широкая. Замечаю, что изречения на стендах все больше о воспитании молодого поколения, о нравственности. И не случайно! На этой улице и школа, и детский сад. Стоит лишь только научиться читать…

Проезжаю дальше и почти в самом конце улицы вижу за высокими кирпичными оградами два похожих дома, очень качественных. Стендов вокруг много и все исключительно с изречениями Ленина и Путина. К чему бы это? На мой непросвещённый взгляд у этих политических деятелей немного общего. Но, это на мой... Фотографировать ничего здесь не стал.

Возвращаюсь. Навстречу по дороге идёт девушка. Останавливаюсь, и чтобы завести разговор, спрашиваю, где у них в селе продовольственный магазин? Девушка вынимает наушник из уха и быстренько объясняет.

Продолжаю:

- Я впервые здесь оказался и удивляюсь большому количеству идеологии преследующей меня на каждом шагу. Кто это придумал и как к этому относятся жители села?

Девушка вынимает второй наушник (О! Это в современном обществе знак особого почтения к собеседнику!) и отвечает:

- Это давно придумал и сделал наш председатель. Но чем видеть это каждый раз перед глазами, я лучше бы прочитала об этом в книгах. У нас давно на эти стенды никто не обращает внимания.

- Но может быть, молодые люди выросшие на этом, более целенаправленно идут по жизни?

- Все молодые люди, только закончив школу, уезжают. И каждый по-своему идёт по жизни. Но чтобы кто-то вернулся, такого я не знаю.

- А Вы как?

- Так же.

- А что с Вами будет, если Вы в жизни будете придерживаться того, что написано на стендах в этом селе?

- Хуже не будет.

Желаю девушке удачи и еду к магазину/

Где ты, Книга рекордов Гиннеса!? Сформулировать бы номинацию и вот, Старые Бурасы впереди планеты всей!

В магазине взял чего-то немного, а главное, жидкости. Фляжки полные, значит можно ехать дальше. Есть не хочется. Наверное, идеологической пищи витающей в окружающем пространстве, вполне хватило для того, чтобы проигнорировать ужин на марафоне.

Вдохновлённый увиденным и прочитанным начинаю выезжать из села. До перекрёстка остаётся полсотни метров. И вот, чувствую, на подвиги потянуло. Неспроста! Видимо, отсутствие вышеупомянутого иммунитета привело к этому... Сбросил скорость и рассуждаю: – ехать назад по тем же дорогам или попытаться проложить круговой маршрут? Хотелось бы проложить!

Четыре часа светлого времени, за которые успею добраться до хорошо знакомых мест Пензенской области, у меня есть. Это километров пятьдесят. А там, и по темноте не проблема. Нет карты и навигатор в последний момент решил не брать. Но есть представление о направлении и смутные воспоминания о том, как восемь лет назад проехал по тем местам, но обратно. Если сейчас уточню о предполагаемом повороте у тех парней, лет пятнадцати-шестнадцати, что стоят у забора, то проблем быть не должно.

Короткий разговор прояснил ситуацию на ближайшие тридцать километров. На большее не рассчитывал.

Ну, что? Поехал? В 17.53 покидаю Старые Бурасы. Завис я в них на 1 час 40 минут и накрутил там 11 километров.

Проезжаю четыре километра и, как учили, у неработающей заправки сворачиваю вправо. Это дорога на посёлок Динамовский. Пятнадцать километров еду по хорошему асфальту не встречая ни одной машины, ни одного человека. Только лиса в одном месте высунула морду из-за куста и увидев меня, сразу же смылась.

В 18:04 подъезжаю к перекрестку. Вижу указатель на Динамовский - прямо, и поворот на село Большая Чечуйка. Такого я что-то, не припомню... Еду прямо и останавливаюсь в начале села у перекрёстка. Указателей здесь нет. Проезжаю чуть прямо и встречаю парня и двух девчонок на велосипедах. Спрашиваю, как выехать в Пензенскую область? Парень ответил, что нужно было свернуть на дорогу в село Большая Чечуйка. Нет проблем! Возвращаюсь и сворачиваю.

Через пять километров по велокомпьютеру подъезжаю к селу. Дорога раздваивается под небольшим углом. Еду по той, что ведёт в село. Люди нужны, чтобы у них дальше дорогу спрашивать! Подъезжаю к легковушке у которой возятся двое мужчин. Мой вопрос их озадачил, потому что они знали несколько вариантов и стали уточнять, какой из них лучше мне подойдёт. Понятнее всего было проехать прямо 10 километров до Леляевки, а там я уже всё знаю. Но дальше будет четыре километра грунта и десять щебенки. Ещё сказали, что в Леляевке сильный дождь прошёл. Значит, дорогу там (чернозёмную!) расквасило. Но даже без грязи это не тот вариант, что я ищу.

Ещё путаницу внесло название села "Лопатино", которых в Пензенской области, как минимум два. Но разобрались. Ехать мне девять километров до села Ханенёвка, а потом налево. И дальше, ещё девять километров по полевой дороге вдоль заболоченной речки. Это уже не совпадает с моими воспоминаниями, но отсюда другого варианта нет. Пока так.

Еду. Вот, Ханенёвка, поворот направо. На велокомпьютере 249 километров. Асфальт заканчивается у последнего дома. Спрашиваю у идущего навстречу мужчины: "Как попасть в Пензенскую область?" - "Туда, девять километров" - отвечает он и указывает направление вытянутой рукой.

Время - 19.35. Выхожу в поле. Дорога влажная, но ехать можно. Речка не даёт сбиться с направления, хотя грунтовка часто разветвляется и увела бы неизвестно куда.

И вот, началось то, чего я опасался. Хлынул дождь, в момент насквозь промочивший меня. Но я то, высохну быстро, а вот, дорога... Липкий чернозём вмиг забивает переднюю и заднюю вилку и не оставляет надежд на возможность езды.

Повернуть назад? Не интересно. А вперёд, если верить моим консультантам, километров восемь. Да, ещё не приходилось мне пешком преодолевать дистанцию веломарафона!

Прочищаю палкой переднюю и заднюю вилку от чернозёма и стараюсь везти велосипед по траве. Часто прочищаю. На подъемах и спусках несу велик на плече. Идётся и несётся удивительно легко. Усталости не чувствую. Ноги, конечно мокрые и все в грязи.

На спуске в овражек встречаю пастуха с козами. Его собака, овчарка, увидев меня резко остановилась и смотрит то на меня, то на хозяина, готовая отреагировать на его команду. Здороваюсь с пастухом. Спрашиваю, попаду ли я по этой дороге в Пензенскую область? Пастух отвечает утвердительно. До собаки дошло, что опасности для её хозяина и стада я не представляю и она спокойно пошла дальше.

Километра через четыре стемнело. Включаю фонари и это помогает видеть тропу. Небо, меж тем, очищается. Появляется луна, большая, но низкая и не яркая. Света от неё никакого. Но фонари светят достаточно.

Ниже тропы, в зарослях на речке, жизнь идёт своим чередом. Кто-то кричит, кто-то взлетает. Утки, цапли? Не видно. Но слышно отчётливо.

Или подсохло немного, или дождь здесь прошёл не такой сильный, но кажется что местами можно ехать. Пробую, получается. Но только местами и там, где больше травы на дороге. Небольшие, но частые подъёмы и спуски исключают езду. На подъёмах буксую, на спусках заносит. Не для шоссейника это, но зато на себе нести его легко.

Наконец появляются следы деятельности человека. Какие-то привезённые сюда трубы и бетонные блоки... И конечно, дорога разбитая машинами и залитая дождём стала ещё грязнее. Впереди, одна легковушка пытается тросом вытянуть другую, застрявшую в грязи, и в результате сама застревает. К ним на подмогу пытается пробраться третья. Не представляю, чего им здесь понадобилось?

Поднимаюсь вверх по склону, где суше, и через несколько сотен метров попадаю на вполне внятную дорогу. Она выходит к руслу и пересекает его по насыпи. Здесь уже относительно сухо. Захожу в подъём и вот она, асфальтовая дорога! Вдоль неё несколько старых деревянных домов. Ни света, ни людей. Тишина вокруг. Или спят все, или нет никого. Время 21.35, пройдено 260 километров. Получилось порядка 11 километров по грунту. А какое расстояние на себе я велик пронёс? Немалое, но неизвестно сколько.

И мне ничего не остаётся, как по этой дороге ехать. Где-то рядом Пензенская область и в нескольких километрах отсюда должен находится поселок Дубровское. Должен… Но сейчас даже направление не определить. Да, дождь вмешался. Целых два часа на бездорожье ушло! По-светлому я бы сориентировался. Но сейчас нужен асфальт и ничего другого. Куда-то он выведет.

Очищаю колеса от налипшего чернозёма и начинаю движение. Небо снова затянуло тучами да так, что за пределами света от моих фонарей сплощная чернота. Тьма стеной стоит.

Сначала едется медленно. Раза три останавливаюсь, чтобы окончательно очистить колеса и тормоза от грязи. Но вскоре разъехался. Дорога местами ничего, а местами - в хлам. Еду километр, два, пять. Ни одного дорожного знака. Это верный признак того, что еду по Саратовской области.

Ещё несколько километров и въёзжаю в село. Велокомпьютер показывает число 270.

Улицы освещены и народ гуляет. А что, время, всего-то, 22.20. Навстречу идёт мужчина, и сразу ко мне. Моё приветствие и вопрос: "Как называется это село?" он проигнорировал. Вижу, что в меру "поддатый". Спрашивает, кто я, откуда и с какой целью здесь появился? Коротко отвечаю на его вопросы. Но он не верит сказанному и откровенно спрашивает:

- А не шпион ли ты?

Со смехом отвечаю:

- Неужели в вашей деревне найдётся что-то интересное для шпиона?

Мужчина смягчился:

- Нет, не найдётся. А село это - Репьёвка.

Мужчина начал рассказывать о себе, о том, что прошёл Афган, что во всём любит порядок и справедливость. Затем предложил: - Пойдём ко мне. Нажарим рыбы с картошкой. Ну, а выпить у меня найдётся. Поспишь у меня до утра, а утром посажу в машину, которая отвезёт тебя Пензу.

- Спасибо, но этот вариант для меня не подходит. Мне до утра надо в Пензе быть. И своим ходом.

- По такой темноте ехать? Всё. Идём ко мне!

- Ты же сам темноты не боишься, а почему я должен? Спасибо за приятное предложение. Извини, что отказываюсь. До свидания!

Быть может я и обидел его своим отказом, но у каждого из нас свои планы на эту ночь. Несовместимые.

Село маленькое, быстро выезжаю. Освещаю дорожный указатель: "Репьёвка". Это первый дорожный знак за последние четыре часа. Дорога сильно сузилась и пошла в гору. Куда приведёт?

Кручу на самых лёгких передачах и долго. Внизу справа появились огни следующего села. Дорога разветвляется. Одна уходит вниз, в село, другая продолжает тянуться в подъём. На развилке стоит легковушка из которой доносится музыка. Подъезжаю, спрашиваю у водителя, молодого парня:

- Как называется это село?

- Абдуловка.

- А по этой дороге прямо, в Лопатино попаду?

- Да, километров тридцать будет.

Мне показалось, что это много. Смотрю на раскинувшееся внизу село освещённое ночными огнями. Отсюда оно кажется большим и солидным… И вдруг, дошло! Второй вопрос можно было не задавать. Все вопросы о местонахождении сняты. Вот, справа, крапива - место прошлогоднего приземления. И надо же, судьба снова каким-то загадочным образом привела меня сюда! Для чего? Напомнить о том, что в нашем деле в любую секунду всё может резко измениться? Да уж, не забыл.

Продолжаю забираться в подъём точно зная оставшийся путь. Подъём закончился и впереди будет много относительно ровной дороги. Экстрима больше нет, если не считать темноты. Достаю всё, что осталось съестного и по ходу дела применяю по назначению. Леденцы, в основном, остались.

Вот, в 23.20 проезжаю село Белая Гора, после которого идёт несколько подъёмов. В темноте они меньше напрягают, чем по-светлому. А вот, на велокомпьютере 300 километров и время 0 часов 12 минут. Да, на трёхсотку ушло 17 часов 27 минут. Много, как никогда, но зато с приключениями!

Засветила неяркая луна. Еду в гордом одиночестве. Ни машин, ни людей. Работаю быстро и не стараюсь разглядеть числа на километровых столбах. Долгий спуск в Пестровку и крутой подъём. Дальше десять километров слабо волнистой местности и в 1 час 12 минут выезжаю на развилку у райцентра Русский Камешкир.

Завожу велик на автобусную остановку и начинаю приводить себя в порядок. Счищаю остатки налипшего чернозёма с туфлей, одежды и велосипеда. Надеваю на себя всё, что есть и в 1 час 39 минут двигаю дальше, но не долго.

Заруливаю на автозаправку и в магазине покупаю воду и немного еды. Продавец любезно дала ключ от двери вполне цивилизованного заведения, чтобы я мог умыться и вымыть руки. Умылся и сразу стало веселей. Выношу всё купленное к велику упёртому к ступеньке и распределяю по багажникам и фляжкам. Заодно и поел. В 2 часа 9 минут всем довольный отъезжаю от заправки.

Дорога до трассы М5 почему-то кажется долгой. Но всему приходит конец, и вот, качу по ночной, но вовсе не пустой дороге. В 3.34 велокомпьютер показывает 350 километров. Осталось только докрутить.

Еду больше часа. Стало потряхивать. Чувствую, что подспустило переднее колесо. Асфальт хороший, где тут можно проколоться? Останавливаюсь, подкачиваю камеру и еду дальше. Через километр та же история! Доезжаю до виднеющейся впереди пустующей ночью шашлычной и устроившись поудобней на скамейке меняю камеру. Запасок больше нет. Если что, придётся клеиться.

Очень кстати стало светать. Внимательно осматривая внутреннюю поверхность покрышки обнаруживаю два вражеских элемента: застрявший острый камешек проколовший покрышку и кусочек стальной проволочки - корда от автомобильной покрышки. Это хорошо, что обнаружил, а то заменённая камера долго бы не протянула. Меняю камеру, накачиваю и, вперёд!

Оставшийся путь проезжаю без проблем и без остановок. Отмечаю время 8.02 на финише у Памятника Победы. Итак, четырёхсотка, а точнее 424 километра, пройдены за 24 часа и 2 минуты. Такого большого времени у меня никогда не было, но и такие приключения на марафоне тоже впервые.

Меньше, чем через полчаса, я дома. А всего намотал от крыльца до крыльца 442 километра.

Владимир Басалаев

http://velo-2.ru