Двухсотки на Майорке

Веломарафонский сезон 2015 года начался для меня в Испании на острове Майорка. Здесь, в преддверии начала туристического сезона удалось активно покататься на шоссейнике и маунтинбайке, и включиться в веломарафрнский сезон. Но, обо всём по порядку.

Первая двухсотка запланирована на 25 апреля. Прошло уже пять дней как я на острове. Успел немного привыкнуть к незнакомой обстановке, взял в прокате шоссейный велосипед "Orbea" приличной комплектации на карбоновой раме. Здесь все так делают, потому что везти с собой велик, прямо скажем, не совсем удобно. Да и незачем, как показала практика. Незачем было везти с собой шлем и контактные педали. Всё это, и ещё многое выдается в прокате в придачу к велику. В принципе, прийти туда можно голым, но при деньгах. Оденут, обуют, подрегулируют вел под размеры фигуры, дадут насос и запасную камеру, тросик с замком, велокомпьютер. Стоит это прилично, но того стоит. За первые сутки - 15 евро, далее с хорошей скидкой за каждый последующий день, но не более семи суток. Оплата при сдаче велосипеда, но берут задаток 50 евро, который возвращается. Байк стоит намного дешевле. За первый день - 5 евро, далее, по той же схеме.

Пунктов проката велосипедов на острове множество, с немного разными, но похожими условиями. В другом пункте могут быть других брэндов, но тоже достойные велосипеды.

В прокате бал правит молодая женщина лучше меня знающая английский, на котором мы довольно успешно общались. На немецком тоже вовсю шпрехает, а вот на французском - несколько слов. Раньше занималась конным спортом, о чём свидетельствует фотография висящая на стене. Исключительно вежлива, улыбчива и доброжелательна. А как же иначе?

Управляющий заведением пожилой мужчина, бывший велогонщик с чемпионскими титулами, о чём тоже свидетельствует фото на стене. Рука в гипсе. Наверное, до сих пор гоняет на шоссейнике. Появлялся он не часто и общался я с ним только один раз.

И молодой парень. Вначале его нет, но мгновенно появляется, когда надо что-то подкрутить, подогнать или подкачать. Не столь пунктуален, как его старшие коллеги, но безоговорочно исполнителен. Первый раз отдавая мне велосипед он подавил пальцами покрышку и произнёс "о'кеу". Я тоже пощупал и сказал "No, this only for atmosfer" и показал ему число "семь" на покрышке. Парень тут же достал манометр и замерил давление. Оказалось, действительно, четыре! Подкачал, показал результат на манометре, а при следующих встречах он сразу же проверял давление в шинах.

Итак, велосипед есть. Завтра выезжаю на марафон-200. Но сегодня надо хоть немного прокатиться после долгого зимнего перерыва. За состояние своё не беспокоюсь. Всю зиму с лыж не слезал. Но велосипед, это немного другое.

В спокойном режиме проехал 50 километров. Хотел 20-25. Но затянуло. Ещё бы! Сплошные велодорожки, широкие и ровные. Есть рельеф, и бывает не слабый! Вне зоны отелей Пальма Нова - лес и поля, чередующиеся с небольшими жилыми зонами, где может быть немало интересного.

Километров десять, и выехал на другую часть полуострова. Это зона городка Санта Понса. Здесь тоже песчаный пляж и сплошные отели. Народ гуляет, но не купается. Температура воды в это время не более 18 градусов. Есть и те, для кого это годится, но мало таких.

Еду назад и сворачиваю вправо. Велодорожка повела куда-то на юг. Проезжаю большое предприятие, где выращивают пальмы и другие экзотические для нас растения. Пальмы растут в бочках, их много. Много и других деревьев, лиственных и хвойных, растуших в ожидании перемещения в постоянное место. Это часть туристической индустрии создающей на острове красоту, привлекательность и уют.

Въезжаю в городок Port Adriano. Здесь обрывистые берега и прекрасные виды. Но, кажется, я увлекся. Здесь в любой точке можно найти интересное, зависнуть, и надолго. По незнакомым велодорожкам возвращаюсь назад. Впечатлений от первой поездки уже достаточно.


Первая двухсотка

Утром следующего дня в 9.30 спускаюсь с девятого этажа и выезжаю. Маршрут составил по карте купленой сразу же по приезду на остров. Территория сложная. Много дорог разного класса, от сельских, до автобанов. Велодорожки везде! Но разобраться в в этом многообразии непросто. Тем более, что на дорожных указателях не часто увидишь более-менее знакомый английский язык. Всё на родном, испанском. Итак, еду на северо-восток пересекая остров по диагонали.

Сначала надо доехать до столицы Майорки, города Пальма, с населением более 400 000 человек. Это только местые жители, а гостей со вего мира здесь ещё больше. Часто город называют Пальма де Майорка. Наверное потому, что в мире несколько городов с названием Пальма. От отеля Las Palomas, (в переводе с испанского - голубь), где я живу, до центра Пальмы порядка 15 километров. Дорога средней ширины, рядом велодорожка, несколько раз до Пальмы пресекающаяя основную дорогу. Едут по ней в основном байки. Шоссейники в большинстве своём её игнорируют и едут вместе с автомобилями. Водители относятся к этому спокойно. Попробовал по велодорожке и действительно оказалось не очень. То остановка автобуса на пути, то манёвры на пересечении дорог, то бегуны, активно использующие велодорожку, то пешеходы. Приходится со всеми её делить поступаясь скоростью. Здесь это в порядке вещей и похоже, все это понимают.

Дорога идёт вдоль берега, но не приближается к нему. Справа с редкими перерывами тянется череда отелей, за которыми иногда виднеются пустующие пока, пляжи. Но не совсем пустующие. Здесь немало любителей прогуляться или пробежаться по песку, поиграть в пляжный волейбол и футбол.

До начала Пальмы ориентация шла предсказуемо. Но перед въездом в город куда-то свернул (или не свернул), попал в какой-то исторический район, спустился вниз по узкой улочке между старинными домами, зашел в подъём и выехал на городскую улицу, похоже, центральную. Вот, памятник человеку на коне... Да это же Площадь Испании с подземным автовокзалом, знакомая по пути из аэропорта! Кажется, я даже упростил и сократил путь до Пальмы. Торможу у памятника арагонскому королю Хайме I, завоевателю острова. На памятнике число - 1229. Это год первых исторических упоминаний об острове Майорка.

На велокомпьютере только 16 километров, а сколько уже всего промелькнуло перед глазами! Достаю карту, чтобы освежить в памяти следующий участок маршрута до города Inca. Карта, между прочим, на русском языке! Выбираю направление и перехожу на противоположную часть улицы по пешеходному переходу. Улиц в городе много, а моя дорога одна. Кривая выведет!

Так и случилось. По разным улицам с многочисленными поворотами, не спеша, разглядывая городские пространства, останавливаясь и фотографируя, выезжаю на развилку, где чётко вижу знак, указывающий направление на Инку. Здесь автобан с параллельно идущей велодорожкой. Долго выбирался из города, который вовсе не маленький. Его население более четырёхсот тысяч человек. Выезжаю на велодорожку и, вперёд!

На карте острова Майорка дороги, по которым можно ездить на велосипедах, делятся на три вида. Это чётко обозначено на карте дорог и велодорожек острова, которую я видел, но не успел купить.

Первый - выделенные велодорожки. Это асфальтовая полоса для велосипедистов с запретом заезда на неё автомобилей. По ней также могут кататься любители роликовых коньков, лыжероллеров, могут использовать бегуны и пешеходы. В городе велосипедисту на такой дорожке надо быть крайне внимательным, но за чертой города ему очень вольготно, когда остальных или нет, или мало. Такая велодорожка может идти вдоль шоссе или совершенно самостоятельно. На некоторых велодорожках нарисованы знаки ограничивающие скорость движения. Видел ограничения 20, 15 и 10 километров в час. Это бывает очень даже оправдано. Многие велосипедисты в черте города игнорируют "перенаселённую" велодорожку и предпочитают ехать по шоссе за белой ограничительной полосой. Здешние водители на них особо не обижаются.

Второй вид - совмещенные с автомобильной дорогой. Велодорожка отделена от основной дороги ограничительной полосой. Ширина дорожки может быть от полуметра до нескольких метров. Слева автомобили, которые практически не напрягают, а справа - здесь надо быть внимательным. Полотно дороги может ограничиваться по-разному, от бордюра до канавы. Канава обычно сухая и в ней может быть всё, от обычной травы до острых камней и даже колючих кактусов. Поэтому расслабляться на такой велодорожке не следует.

Третий вид - дороги с неразделённым движением. Они узкие, с ограничительной полосой идущей рядом с концом асфальтового полотна. Такие дороги в старых района городов, между маленькими сёлами и серпантины горных дорог. Ехать по такой дороге на велосипеде (на Майорке), на мой взгляд, весьма безопасно. Здешние водители крайне осмотрительны и осторожны. После того, как водитель догонит велосипедиста, он едет с его скоростью до тех пор, пока не дождётся удобной ситуации для обгона. Он не станет возмущённо гудеть, пытаться поджать к краю дороги или подрезать. Это осторожность усиливается ещё тем обстоятельством, что как правило, водитель и велосипедист - граждане разных стран и конфликт между ними с неприятными последствиями может выйти за рамки одной страны. Этого никто не хочет.

На автобанах, как и везде в Европе, велосипедное движение запрещено. Хотя, ни одного знака запрещающего выезд велосипеду на автобан я не видел. Наверное потому, что всё написанное в Правилах дорожного движения очевидно и не требует дополнений. Иногда, вдали от городов, некоторые велосипедисты злоупотребляют этим, на что часто слышат возмущённые сигналы водителей. Широкая пустующая правая полоса на автобане заманчива, но запрет есть запрет.

Еду по совмещённой велодорожке. Машин на дороге немного, дорога ровная, без подъёмов. Ничто не мешает держать хорошую скорость. Наконец-то я почувствовал себя на марафоне!

Вокруг поля и небольшие хозяйства. Вдали слева по ходу, горы. высокие и обрывистые. Еду километров пятнадцать и вижу вдоль дороги цветушие деревья. Цветы сиреневого цвета, очень большие. Такие деревья и цветы вижу впервые. Как называется эта красота, не знаю. Останавливаюсь, рассматриваю, фотографирую. Чувствую приятный запах цветов, ни о чём не напоминающий. Еду дальше.

Проезжаю указатель начала городка Binisalem. На въезде слева огромная бутылка представляющая винодельческое предприятие. Справа череда кафе простеньких кафе, где можно перекусить. Велосипедисты часто пользуются такими кафешками, и сейчас рядом стоит десяток велосипедов в ожидании своих владельцев.

Проезжаю большой велосипедный магазин называющийся "Gotzilla". Но сегодня выходной и он не работает. Рассматриваю через стекло, что там есть. Есть, разумеется, и немало. Но понравился очень маленький шоссейник, детский, почти полная уменьшенная копия того карбонового "Arbea", что стоит рядом. Да, пацанёнок, которому этот вел купят, будет очень круто смотреться в среде своих сверстников.

Заканчивается Binisalem. Дорога вышла на перекрёсток с двумя указателями на Инку. Один показывает на автобан, другой, на обычную дорогу. Еду по обычной, за белой разделительной полосой. Через 13 километров въезжаю в город Инка.

Вижу, что в городе много старинных зданий и улиц, которые не успела затронуть безжалостная современность. Здесь есть на что посмотреть, но узрев указатель на Алькудиа, занимаюсь этим по ходу дела. Один перекрёсток, другой, и въезжаю в центр города. Вижу, что движение автомобилей перекрыто по причине проведения какого-то массового мероприятия. На велосипеде, конечно, проеду, а машины стоят. Вижу длинной в несколько сотен метров колонну людей в военной форме. Не в повседневной, а в парадной, с аксельбантами! Многие с барабанами, трубами, литаврами и какими-то экзотическими музыкальными инструментами. Народа вокруг - битком. Что за праздник такой навороченный? Не знаю. Колонна сопровождаемая полицейскими машинами под звуки собственной музыки двинулась вверх по улице, по которой я сюда спустился. Молодая женщина-полицейский лихо разруливает автотранспорт скопившийся на дорогах выходящих на площадь. Ну и для меня дорога освободилась.

Но не совсем. Из-за большого скопления машин выезжаю из центра по маленьким улочкам и быстро оказываюсь на окраине города в начале дороги ведущей в горы. Съезжаю на газон, достаю карту и разбираюсь, как выйти на нужное направление. Немного по пересекающей дороге, затем направо и я на очень широкой с двухсторонним движением велодорожке идущей справа от трассы на Алькудиа.

Асфальт ровный, идёт чуть вниз, ветер сильный и попутный. Скорость ниже сорока опускается редко. В таком темпе доезжаю до перекрестка, где велодорожка перекрыта бетонными блоками. За ними немного асфальта и в продолжении - строящийся участок велодорожки. Не поверилось, что такая мощная велодорожка закончилась. Проезжаю до блоков, смотрю. Всё, что вижу, говорит о том, что строительство скоро продолжится. А пока, возвращаюсь на перекрёсток.

На мосту стоит велосипедист. достал карту и соображает, как ему ехать дальше. Спасшиваю: "What problems at you?" Отвечает, что выбирает дорогу, по которой можно доехать до Инки. И показывает на велодорожку, по которой я приехал сюда. Говорю ему, что это правильно и что это очень хорошая велодорожка. "Thank you", и мы разъезжаемся.

Здесь автобан. вдоль которого я ехал, заканчивается и в продолжение идут две дороги: на Алькудиа и на Порт де Поленса. Вторая направлена в сторону гор, а первая сразу выводит к морю. Еду по первой.

Километров через пять останавливаюсь на красный светофора, и смотрю, как очень большая группа велосипедистов пересекает автотрассу по велодорожке. Еду прямо и ещё через пять километров останавливаюсь на перекрёстке у въезда в городок Алькудиа. В ожидании на красном рассматриваю и фотографирую скульптуру, изображающую кого-то, похожего на коня стоящего на задних ногах.

Поворачиваю на кольце влево и еду по улице городка. Здесь нет таких высоких многоэтажных отелей, как в Пальма Нова, много старых зданий, но всё чисто и красиво. Не останавливаясь еду до окраины и как только дорога пошла вдоль кромки берега, торможу.

Снимаю с себя лишнюю одежду, перекусываю из своих скромных запасов, изучаю карту. На велокомпьютере 84 километра, время 14.18.

Здеь тепло, даже жарко и нет ветра. Море спокойное. Берег песчаный, но неухоженный. На песке много сухих водорослей выброшенных морем. Птички всякие в них копошатся, жуки ползают, бабочки летают. На острове, по возможности в каждой бухте выделяется небольшой участок с естественной природой, чтобы хоть как-то поддерживать существование биологических видов, до которых обычному человеку нет дела, а в природе каждый из них является элементом биологической цепи, которую легко разрушить, но трудно воссоздать. Иначе нельзя. Иначе, кроме человека здесь никого не останется.

Еду по дороге идущей вдоль берега бухты на север, в сторону Порт де Поленса. Довольно много велосипедистов едут туда и обратно, в одиночку и группами, мужчины, женщины и подростки. На велодорожке нужно быть внимательным. Велосипедная жизнь здесь кипит! Некоторые велосипедисты начинают со мной соревноваться, но я не реагирую на их действия. Они же не ведают, что я на марафоне, а не на прогулке. Большинство же едет спокойно, совершенно себя не напрягая. На отдыхе люди, однако.

Вот, началась пляжная зона. Всё, как положено - с зонтиками и лежаками. Но, пока ещё, без купающихся. В рекламных буклетах пишут, что вода здесь прогревается быстрее, чем в остальных бухтах острова. Возможно, она теплее, чем у Пальма Нова, но не более чем на полградуса. Иначе бы все купались.

Дорога вдоль бухты и все, что её окружает, становится оживленнее и плотнее. Настолько, что приходится сбросить скорость и ехать тихо и осторожно в окружении множества велосипедистов, бегунов и просто гуляющих. Справа порт с множеством катеров и яхт, слева полоса отелей, сразу за которыми возвышается крутой скальный обрыв. Дорога фактически превращается в тротуар, и я останавливаюсь. Смотрю вокруг, делаю несколько фото. Вдоль тротуара сплошной линией тянутся кафе и небольшие магазины. Много людей сидит за столиками, да и мне бы пора приземлиться. Но нет, в таком многолюдье мне как-то неуютно. Надеюсь, что встретится место спокойней.

Вижу вдали, в конце бухты (или вначале), высокий и крутой горный массив соединенный с островом тонким перешейком. Вижу нить серпантина автомобильной дороги уходящей вверх... Рвануть туда? Нет, рановато для второго выезда в сезоне. Разворачиваюсь и еду назад.

По той же велодорожке, вдоль той же бухты, доезжаю до места предпоследней стоянки торможу, чтобы ещё раз проработать по карте следующий участок маршрута. Бухта после полуострова будет очень широкая. Проеду примерно до середины вдоль берега и сверну на запад, чтобы по второстепенным дорогам добраться до Пальма де Майорка.

Въезжаю в Алькудиа и не спеша проезжаю его насквозь. Дорога становится широкой с довольно интенсивным движением автотранспорта. Но и велосипедистов не меньше. Еду, разглядывая город, и останавливаюсь в приглянувшемся уличном кафе, чтобы пообедать.

Кроме меня здесь расположилась пара велосипедистов и больше никого. Сразу подошла девушка и стала что-то очень быстро говорить по испански. После моего "До ю спик инглиш?" она перешла на английский и продолжила речь с такой же скоростью, непостижимой для моего владения языком. После моей просьбы "Сэй литл спид, плиз", понял, что медленнее она говорить не умеет или не хочет. Встал, подошёл к прилавку и стал показывать ей то, чтобы мне хотелось бы взять на обед. Выбор оказался небольшой. Его можно было бы дополнить, но пришлось бы ждать приготовления. Девушка принесла порцию чего-то более-менее вкусного и фруктовый сок с огромным куском льда. Лёд я сразу же переложил в велофляжку. Хлеба не принесла, хотя я показывал ей на длинную булку лежащую на подносе вместе двумя другими. Ещё раз показываю девушке на булку и говорю, что хочу её купить. Она на отрез отказывается, что-то непонятное объясняя мне. Не увидев ничего, способного заменить хлеб, взял воды, чтобы залить во фляжки и две порции мороженого. Считается, что мороженное это "пустые" калории. "Пустые", для тех, кто ничего не делает. Для меня же, они быстро найдут применение. Отобедав, благодарю девушку и извиняюсь за плохое понимание английского языка. Это её очень тронуло и она, пока я собирался отъехать, долго говорила мне на испанском что-то ободряющее.

Сажусь на велосипед. Ехать мне вдоль берега километров двенадцать, до поворота перед городком Can Picafort. Машин на дороге становится меньше и дорога чуть сузилась. Ехать комфортно. Но не оправдалась надежда на то, что морские пейзажи слева по ходу украсят прохождение этого участка. Слева от дороги лесные посадки плотно закрыли вид на залив так, что ни разу не довелось его увидеть. Так и еду, вроде, вдоль берега моря и как бы, вдали от него. Вскоре впереди замаячили городские постройки, а справа обозначился поворот. Не мой ли? Запоминаю его и еду прямо въезжая в городок.

Проехал туда-сюда, ничего особенно интересного сходу не увидел. За исключением двух веломагазинов стоящих на противоположных сторонах улицы почти напротив друг друга.

В первом магазине преимущественно горные велосипеды среднего класса. Смотрю принадлежности а надежде, увидеть хороший и компактный замок для велосипеда. Подходит продавец и обращается ко мне на испанском. О чём он может спрашивать? Скорее всего о том, что меня интересует в этом магазине? Пытаюсь объяснить жестами, что ищу замок. Но как я не изощрялся в попытке изобразить замок и пристёгивание им велосипеда, продавец ничего не понял. Достаю смартфон, в программе-переводчике набираю "замок" и получив перевод на испанский язык показываю экран продавцу. Парень пришёл в изумление! Удивлённо посмотрев на меня, тоже начал жестами объяснять значение слова уведенного им на экране. Его руки изображают высокие вертикальные линии, взор устремлён в потолок. Кажется, я догадался! Программа перевела слово "замок" правильно, но только его вариант с ударением на первом слоге. А варианта с ударением на втором слоге нет. Как это объяснить продавцу?

Подошел другой продавец и спросил, знаю ли я английский? Получив утвердительный ответ, сказал, что готов помочь. Переключаю переводчик на английский и... да я же знаю это слово, только из головы вылетело! "Look", его бы и испанец понял! Оказалось, что велосипедных замков в продаже нет.

Тем временем первый продавец на своём стационарном компьютере запустил программу переводчик, другую разумеется, и получил два значения слова "замок". Показывает мне и удивлённо качает головой. Одно слово и два таких разных значения! Объясняю, что вариант значения слова зависит от ударения медленно произнося слово в двух вариантах. испанец ещё больше удивился, но остался доволен тем, что разрулил эту проблему.

Позже я узнал, что в испанском языке есть два строгих правила установки ударения в зависимости от структуры слова. Если же слово под эти правила не попадает, то ставится знак ударения. Не простановка знака ударения приравнивается к орфографической ошибке. Во как!

Перехожу дорогу и захожу в другой магазин. Здесь шоссейные велосипеды, но выбор скромный. Из аксессуаров тоже ничего интересного не увидел. Зато огромный выбор различных энергетиков. Их то, в основном, и покупают заезжие велосипедисты.

Подходит девушка-продавец и спрашивает по-английски, чем я интересуюсь? Достаю карту, разворачиваю и прошу её показать моё местонахождение. Она показывает. Да, значит поворот, который я запомнил, это он. Благодарю девушку, и вспомнив, что уже много воды успел выпить из фляжки, беру маленькую бутылку какой-то минералки и выхожу из магазина.

Дополняю фляжку выпив остальное. Стало жарко. Снимаю лишнюю одежду, укладываю в задний багажник и еду до поворота.

Ещё раз останавливаюсь и смотрю карту, чтобы запомнить номера дорог и названия городков на предстоящем участке маршрута.

Дорога ровная, но идёт постоянный набор высоты против приличного ветра. Подъём незаметен глазами, но чувствуется ногами. Скорость держится на уровне 20-22 км/час и выше не поднимается. Вокруг засеянные поля, небольшие постройки сельскохозяйственного назначения. Гор уже не видно. Но впереди одна замаячила, даже с белым куполом локатора на вершине.

Через 12 километров проезжаю небольшой городок Santa Margalida. Он показался мне серым и скучным. Никаких отелей с туристами, никакого намёка на принадлежность к одному из самых популярных туристических мест мира. На первый взгляд, разумеется. А о чём скажет карта? Останавливаюсь, смотрю. Обозначен пункт обзора достопримечательностей (значит они есть) и крытый плавательный бассейн. Еду дальше.

Рельеф немного усложнился. Пошли подъёмы и спуски, но непродолжительные. Еду по центральной части острова. Здесь сельская зона. Вокруг огороженные поля, сады, в том числе апельсиновые. Несмотря на конец весны, применительно к данной местности, апельсины выглядят вполне созревшими. Проезжаю какое-то специализированное предприятие. На территории сложены в штабеля пальмовые стволы. Чуть дальше, костёр, где эти стволы сжигают. Судя по масштабам, отслужившие своё или упавшие пальмы свозят сюда для утилизации со всего острова.

Еду дальше, иногда останавливаюсь и сверяю путь по карте. Так продолжается долго, километров шестьдесят. Ничего примечательного на этом участке не увидел. Зато машин очень мало, а велосипедистов нет вообще.

Дорога уходит вверх и по мосту пересекает ту, по которой я ехал в Инку. Круговой участок маршрута замкнулся. Выезжаю на трассу ведущую в Пальму и сразу "сажусь на хвост" группе велосипедистов. Группа большая, на менее тридцати человек. Едут быстро, быстрее того темпа, с которым я ехал последние несколько часов. Но держусь за группой уверенно.

Думал, что эти ребята довезут меня до Пальмы. Но нет. Велодорожка резко свернула вправо и группа помчалась по ней. Я же, в раздумье остановился на повороте. Группа уходит вдаль и видно, что дальше никакого поворота велодорожки в сторону Пальмы не будет.

Продолжаю ехать прямо. Иногда слышу гудки обгоняющих меня машин. Нет, это не "гудки солидарности", а сигнал о том, что это дорога не для велосипеда. Закончилась вода во фляжках. Чтобы не пересыхало во рту, сосу леденцы. На первой же развязке съезжаю с дороги и проехав немного по второстепенной, пересекаю черту города.

Сориентировавшись в улицах постепенно спускаюсь к морю.

Выезжаю на велодорожку идущую вдоль берега бухты "Bahia de Malma". Время вечернее и велосипедистов на дорожке немного. Еду спокойно, смотрю на сотни судов различного типа стоящих в порту. От моторных лодок, катеров и яхт, до трансатлантических гигантов. Суда в большинстве своём, белые, торжественные.

Велодорожка уходит вправо. Кажется, что это не моё направление. Продолжаю ехать вдоль берега, уже не по велодорожке, а по тротуару. Вижу, что проезжающие велосипедисты поступают также.

До завершения маршрута осталось не более 15 километров, а до наступления темноты часа полтора. А не попробовать ли мне проехать по велодорожкам и тротуарам вдоль береговой кромки до отеля, в котором я живу? Пусть будет медленнее, зато проеду по новым местам и возможно, найду новые участки велосипедной дороги от отеля до Пальмы.

Пальма закончилась. На дороге обозначился длинный подъём. Сворачиваю влево, к берегу. Дорога тоже пошла в подъём, и не слабый. Вот здесь то и почувствовалось, что я без капли воды и что давно не пил. Когда во фляжках закончилась вода, пошли спуски и пить не хотелось. А сейчас организму вода очень нужна и он, не получая её, начинает сопротивляться. С трудом заезжаю в гору.

Здесь смотровая площадка от которой вниз к побережью спускаются под крутым углом деревянные ступени. Спускаться метров тридцать. Внизу каменистый берег, причём, камни крупные. Нет, это не для велосипеда. Похоже, затея с поиском дороги вдоль берега не удалась.

Пить хочется невыносимо. И поэтому, наверное, организм накрыла какая-то слабость. Сажусь на траву у каменной стенки и отдыхаю. Достаю то, немногое, что осталось из еды. Есть при жажде трудно, но можно. Иного выхода нет. Отдохнув ещё немного и почувствовав, что силы возвращаются, начинаю спуск к дороге, с которой свернул.

Продолжаю ехать по тротуару в прежнем направлении. Дорога пошла вверх, но долгий подъём на этот раз не показался утомительным. А когда кратковременно открылся вид на залив, я удивился тому, какую высоту набрал. Но правильно ли еду? Ничто здесь не напоминает ориентиры, которые запоминал в начале маршрута. Да, дорога не та. Придётся сворачивать влево и искать правильную. Доезжаю до перекрёстка. Все указательные знаки с незнакомыми названиями. Это близлежащие городки или крупные отели. Названия эти мне ни о чём не говорят. На моей карте их тоже нет.

С направлением понятно, заходящее солнце и берег не дадут ошибиться. Но дороги уходят куда-то в сторону. Сворачиваю влево и притормаживая на спуске проезжаю километра два. Дорога постоянно забирает ещё левее и становится ясно, что еду в противоположную сторону. Возвращаюсь назад и выбираю дорогу пересекающую небольшим туннелем автобан. Изредка по ней проезжают машины. Спускаюсь сотню метров до т-образного перекрёстка. Направо выезд с автобана, нлево идет узкая дорога и сразу круто вверх. Очень круто. Что-то не то. Возвращаюсь назад и решаю проехать по автобану до первого съезда. Это должно быть не долго.

Выбрав паузу в движении машин, перескаю пешком автобан и начинаю движение. Слева несутся машины, но я за белой полосой отгораживающей 3-4 метра асфальта. Ехать бы тут спокойно и ни о чём не беспокоиться! Но нет. Метров через пятьсот вижу двух полицейских стоящих у машины. Меня они точно остановят, и чем это закончится, можно только догадываться. Опыт такой имеется, поэтому торможу, разворачиваю велосипед, спокойно еду назад и съезжаю с автобана. Нет, не надо искать себе приключения...

Снова знакомый уже т-образный перекрёсток. На узкой дороге вижу знак "Велосипедное движение", который первый раз не заметил. Велодорожка? Беру подъём, затем ещё один и ещё несколько. Впереди ещё подъём, высокий и крутой как стена. Но асфальт внезапно закончился. Дальше вижу прорытую бульдозерами полосу в каменистом грунте под будущую велодорожку. А дальше, лес. Вот это финал!

Поворачивать назад? А что же ещё? Ещё есть стальная труба двухметрового диаметра пересекающая автобан снизу. Смотрю в трубу. На противоположной стороне свет. Может быть на другой стороне есть дорога? Прохожу по трубе до конца. Вижу плотный лес, деревья лиственные и хвойные, густой кустарник. Никакого намёка на дорогу. Закончив прогулку по трубе по тем же подъёмам и спускам возвращаюсь к т-образному перекрёстку.

Вижу парня выгуливающего собаку. На вопрос, как проехать до Пальма-Нова, он показал на тунель пересекающий автобан. Это мне знакомо. А что дальше? Дальше придётся спрашивать. Тем более, что стемнело.

Проезжаю тунель, загадочный перекрёсток и перед спуском встречаю гуляющую пару среднего возраста. Останавливаюсь, обращаюсь к ним на английском и на французском. Выяснилось, что женщина понимает французский. Показывает дорогу, по которой мне нужно ехать. Поблагодарил её, поехал, но зря. И первое, и второе. Дорога ушла в крутой спуск и уперлась в решетчатые стальные ворота частной территории. Возвращаясь, снова приходится брать подъём. Парочка ответственная за мой променад уже ушла.

Я не пил уже больше двух часов, что редко бывает на марафоне. Пить очень хочется, но организм пока работает.

Буду спускаться по отвергнутой вначале дороге с надеждой, в конце концов, выйти на нужную. Упорно спускаюсь, хотя дорога пошла в противоположную сторону. Останавливаюсь у поворота вправо. Спрашиваю у проходящей мимо девушки, могу ли я доехать по этой дороги до Пальма-Нова? Девушка отрицательно качает головой и жестами показывает, что дальше тупик и указывает, что надо продолжать спускаться, и затем повернуть влево. Верить ей или нет? Ведь здесь большинство приезжих, а они ориентируются здесь примерно также, как я. Хорошо, если немного лучше. Продолжаю спуск. Больше всего меня беспокоит, что снова будет что-то не так и снова придётся забираться в длинный подъём.

Слева по ходу приближается какая-то торговая точка. Свет горит, дверь открыта. Останавливаюсь, вижу, что здесь продают печатную продукцию, сувениры. Народу - никого. Захожу в магазин, чтобы узнать у продавца нужное мне направление. Продавец, бородатый мужчина, на английском объясняет, что я должен съехать вниз и повернуть налево, и через 20 минут будет Пальма-Нова. Так скоро!? Смотрю, что ещё есть в магазне. Да здесь и продукты питания есть! А главное, питьё! Покупаю бутылку колы без кофеина, благодарю продавца и выхожу из магазина.

Пью как-то умеренно, будто жажда меня и не мучила. Но, пол-литра выпил почти сразу. Остальное - во фляжку. Спускаюсь до поворота и сворачиваю вправо. Да, по этой улице я и начинал марафон. Вот на перекрёстке большая бетонная цифра "3". Так пронумерованы перекрёстки на этой дороге. Мне сворачивать на том, где будет цифра "7".

Здесь многое узнаваемо даже в темноте. Без проблем доезжаю до отеля. Марафон закончен. Велокомпьютер показывает 22.45 местного времени и 204 километра пройденного пути. Так долго, аж за 13.15, я двухсотки никогда не ездил. Да, не спешил и останавливался часто и блудил в конце не менее часа. Зато много интересного увидел.




На следующий день сдаю шоссейшый велосипед в прокат, а еще через пару дней беру байк. Катаю на байке короткие расстояния, смотрю новые места, больше по побережью. Красивых мест на Майорке не перечесть. Куда ни приедешь, везде красиво, чисто и ухожено. С любого места на побережье открываются замечательные пейзажи. Хочется побывать везде и всё здесь увидеть.



Вторая двухсотка

Через неделю, к следующему марафону-200, снова беру шоссейник. На этот раз в прокате дали понять, что я вошёл в доверие и выдали не тот вел, что попался под руку, а приготовленный специально для меня "Orbea" с тремя ведущими звёздочками. Такие шоссейники встречаются не часто. Интересно будет попробовать и оценить.

На этот раз первую половину марафона-200 едем вдвоём с Виталием. Вчера он сменил отель и переехал в другой, расположенный на противоположной стороне острова. Его тягу к перемене мест подхлестнуло то обстоятельство, что район острова Майорка с названием Магалуф "славится" тем, что туда традиционно и массово съезжаются отдыхающие, для которых "свобода превыше всего". Причём, только их личная свобода, которую они не сопоставляют со свободой окружающих их людей. Они приезжают на короткое время, на несколько дней, но отрываются по полной. Они постоянно шумят, кричат, устраивают оргии и неприличные сцены, напиваются, дерутся, пристают к прохожим предлагая присоединиться к ним, чтобы выпить, могут предложить наркотики. Отдых в таком окружении становится напряжённым. Как ни странно, основная часть этих людей приезжает их Великобритании. Местные жители подтверждают такие "особенности" Магалуфа.

Для переезда Виталий взял в прокате автомобиль, который сегодня надо сдать. На новом месте он взял напрокат велосипед, загрузил его в автомобиль и после сдачи машины поедет на новое место на велике. 100 километров? Это не тяжело. Это ещё один вариант отдыха.

Итак, автомобиль сдан, велик собран. Выезжаем около девяти утра.

Едем спокойно, по велодорожкам. До Пальмы доехали быстро. останавливаемся, чтобы лучше рассмотреть корабли стоящие в порту. Их очень много здесь, все белые и нарядные. Так и должно быть, ведь народ едет сюда отдыхать. Долго едем по велодорожке вдоль порта. Обращаем внимание на знаки, ограничивающие скорость велосипедистов. Они написаны краской на полотне велодорожки. Вот здесь скорость велосипеда не должна превышать 15 км/час, чуть дальше - 20, а там, где велодорожка сильно сужается, даже пять. Не думаю, что этими ограничениями кто-то строго руководствуется и не могу представить, как можно ехать со скоростью 5 км/час, если на велодорожке никого нет? А если велосипедистов много, то эти числа на асфальте большинство из них просто не заметит. Едем с разумной скоростью ни с кем не сталкиваясь, ни на кого не наезжая.

Заканчивается порт, начинается зона пляжей. Здесь, на восточном побережье бухты я ещё не бывал. Здесь низменный берег и продолжение велодорожки от Пальмы превращающейся в широкую аллею выложенную брусчаткой, бесконечная череда магазинов и кафе вдоль аллеи, за которой следует череда отелей, и многокилометровый песчаный пляж. Всё это безумно красиво, но трястись по брусчатке на шоссейнике оказалось не комфортно.

Видим, что здесь, казалось бы, в ни чем не приметном месте в большом количестве останавливаются велосипедисты и пешеходы. Взгляд их направлен в сторону моря и вверх. Оказывается, популярность этого места объясняется тем, что здесь на очень низкой высоте пролетают самолёты заходящие на посадку. Пролетают часто, с интервалом в несколько минут. И я здесь пролетал. Да, красиво это смотрится: и с земли на самолёт, и с самолёта на землю.

Едем по аллее. Справа пляж протянувшийся до самого горизонта. Народ гуляет вдоль воды активно, но купающихся не наблюдаю. Слева сплошная череда кафе, магазинов и прочих торговых и развлекательных точек. За ними, череда отелей. Заходим в один веломагазин, во второй, в третий. Новых велосипедов продаётся мало. В основном, это б/у техника, которую довели до ума и выставили на продажу. Но цены, я бы сказал, не совсем б/у-шные. Скорее всего приезжий народ покупает велики на время отдыха, а по его окончании продаёт тому же магазину за невысокую цену. Много и сопутствующих велосипедных товаров, очень разнообразных.

Долго едем по брусчатой аллее и, наконец, поворот влево. После серии подъёмов выходим на дорогу, которая уведёт нас на противоположную часть острова. На перекрёстке останавливаемся и смотрим карту. В нашем направлении одна за другой уходят группы велосипедистов и одиночки. Скорее всего они направляются на южное побережье острова.

Виталий сказал: "У меня байк, а у тебя шоссейник. Догоняй". И пока я сворачивал и укладывал карту острова, он успел оторваться вперед на полкилометра. В его сторону на перекрёстке свернули две группы велосипедистов. Одна в полсотни человек, другая маленькая. У каждой своя форма, все на шоссейниках. Устремляюсь вдогон. Большую группу догоняю и обгоняю быстро, за маленькой пришлось поработать. Но оторвался и от неё. Догнав Виталия, решил продолжить тему и попробовал догнать следующую группу. Получилось. Сбавил скорость, дождался Виталия и поехали вместе. Дорога не широкая, с отличным асфальтом, со слабым рельефом и невысоким трафиком. Ничего интересного вокруг.

Через некоторое время нас обгоняет группа из восьми велосипедистов, та, которую я обгонял чуть раньше. Хорошо. "Садимся на хвост" и едем за группой. Удерживаемся без проблем. Сколько времени она нас протянет?

Держимся позади всех. В группе шесть мужчин и две женщины. Идут в два ряда, все в одинаковой велоформе. Роли у всех определены. Лидируют одни и те же, местами не меняются. Переговариваются между собой, на каком языке - непонятно, иногда поглядывают на нас, но в контакт не вступают. Мы делаем то же самое. Можно было бы временами выходить вперёд, чтобы дать отдохнуть лидерам, но мы здесь незнакомцы и сделаем это только если нам предложат.

Так и едем со скоростью 25-30 км/час по хорощему асфальту и ненапрягающему рельефу. Вокруг поля, на которых что-то растёт, а иногда вспаханые. Всё чаще видим почву красного цвета. Не удивительно, ведь Африка близко. До неё отсюда меньше двухсот километров.

На перекрёстке группа сворачивает влево и уходит на юг. Протянула она нас километров сорок, за что мужикам заслуженное "мерси". Нам же надо на северо-восток. Останавливаемся на перекрёстке и по карте разбираемся с дальнейшим направлением. Продолжаем двигаться к восточному берегу острова, а там дорога повернёт на север.

Едем и вскоре, на противоположной стороне дороги видим за обширной оградой из металлической сетки гуляющих страусов. Это страусиная ферма, и на карте она также обозначена. Останавливаемся, переходим дорогу и достаём фотоаппараты. К пальмам уже привыкли, но со страусами встречаемся впервые. Вон они, ходят в полусотни метров от нас. Стройные такие, высокие. Двое из них увидели нас и пошли к сетке. Видно, что не мы первые здесь решили посмотреть страусов. Трава вокруг изрядно вытоптана, проволока сетки местами раздвинута. Наверное для того, чтобы можно было просунуть объектив фотоаппарата или покормить подошедших экзотических птиц.

Пара страусов вплотную подошла к сетке и внимательно смотрит на нас. Покормить их нечем, да и нужно ли это делать без согласия хозяев? С интересом разглядываем самых крупных птиц на земле. В зоопарках я таких больших не встречал. Поднятая голова на высоте не меньше трёх метров, глаза шустрые, всё вокруг высматривают, клюв как две мои сложенные ладони, ноги мускулистые и потолще моих будут, походка пружинистая. Спортсмены...

Разделяет нас только сетка, местами разорванная. Страусы в метре от нас. Виталий говорит: "Осторожнее! Вдруг клюнет". Да, что у них в голове? Неизвестно.

Позировать нам страусы не стали. Быстро поняли, что взять с нас нечего и пружинящей походкой пошли дальше вдоль сетки. Успели мы лишь пару раз нажать на кнопки спуска своих фотоаппаратов. Но впечатление получили.

Едем дальше и оказываемся в городке Сантани. Городок старый, спокойный, без возвышающихся отелей. Похоже, что туристы здесь только проезжие. Но кафешка попалась сразу и не раздумывая заходим в заведение. Время уже за полдень, пора. Кафе в каком-то древнем стиле. С мягкими диванами и подушками, с низкими столами. Мы в нём одни. Похоже, нас здесь не ждали и молодая женщина владеющая кроме родного испанского, французским и немецким, ничего, кроме чая, колы, салата и апельсинов предложить не могла. Чай, салат и по апельсину взяли и начали спрашивать о хлебе, булке или о чём-то подобном, но знание этих слов на вышеупомянутых языках не помогли даже с привлечением испанского переводчика на смартфоне. Да, не понятно нам здешнее отношение к хлебобулочным изделиям. Но это не главное. Пьём чай, смотрим на то, что нас окружает. Видим, что здесь, в отдалении от туристических зон, сохраняется свой, давно сложившийся уклад жизни и всех это, похоже, устраивает.

Полчаса отдыха пролетело мгновенно. Двигаем дальше, к восточному берегу острова, который уже близко. Дорога в северном направлении, на которую свернули, узкая и скачет по холмам. Удивительно, но на асфальте увидели много следов от палок с острыми наконечниками. Здесь тренируются на лыжероллерах? Удивительно!

Дорога сузилась и пошла вдоль изрезанного берега не выходя на него. Открываются и быстро сменяют друг друга красивые пейзажи. Проезжаем городок Porto Petro и гавань с множеством белоснежных яхт. Далее дорога запетляла между холмами, вывела в прибрежный городок с единственной улицей представляющей собой не что иное, как рынок с множеством мелких торговых точек. Если так, то это значит, что сюда есть, кому ходить. И точно. Улица превратилась в ступеньки, поднявшись по которым, видим красивую голубую бухту с отелями на берегу.

Виталий говорит: "Ну, вот, почти приехали"! Спускамся к отелю, в который он только вчера вселился. Но сначала заходим в прокат, где он сдаёт велосипед и договаривается о том, что скоро возьмёт другой, шоссейный. Да, сегодня ему пришлось ехать в шоссейном темпе на маунтинбайке ровно сто километров. Ещё зашли в магазинчик рядом, где взяли батон и ещё немного к обеду.

Заходим в знание отеля. Никаких дежурных на входе, но смутили широкие ковровые дорожки устилающие пол в коридоре и на лестнице. И озадачили: "А можно ли сюда с велосипедом?" Несу велик руками, хотя и он, и его колёса идеально чисты. На лице проходящей мимо горничной мелькнула приветливая улыбка. Значит, можно.

С балкона на втором этаже вид на уютную зелёно-голубую бухту. Народ пассивно отдыхает сидя в шезлонгах. Купающихся не видно, за исключением парочки в гидрокостюмах с увлечением исследующей дно морское. Самолётик маленький летает по кругу таская за собой рекламный плакат приглашающий посетить местный ресторан. Но я уже почти пообедал. Кому-то ресторан светит, а мне 100 километров незнакомых дорог.

Выходим с Виталием из отеля. Он уже освоился здесь немного и провожает меня до нужной дороги. Провожает бегом, потому что придерживается правила - после велосипеда надо немного побегать. Я после веломарафонов не делаю этого, а не помешало бы. Через полтора километра прощаемся и договариваемся о следующей встрече.

Дорога хорошая, но узковатая и мне кажется, что она должна вывести на широкую дорогу. Но нет, еду по ней долго не получая никаких впечатлений от окружающего. Машин мало и обгоняют они очень аккуратно, снижая скорость. Долго еду по этой дороге, пока она не вышла на развязку выводящую на автобан. Останавливаюсь, достаю карту и начинаю просматривать возможные варианты.

Да, перекрёсток оказался не простой. Но есть параллельная дорога по которой можно ехать на велосипеде. Так и делаю. Километров двадцать еду в западном направлении по дороге рядом с автобаном безо всяких сомнений. Затем, после очередного перекрёстка вижу знак "Конец велодорожки". Но фактически велодорожка продолжается и вижу, что тянется далеко. Не разглядев других вариантов, продолжаю движение.

Только через 12 километров закончилась велодорожка. Дальше - автобан с интенсивным движением. Вдоль него вплотную к длинной сетчатой изгороди тянется грунтовая тропинка, а дальше, метров через пятьсот - перекрёсток. Смотрю карту и решаю на перекрёстке свернуть на юг и проехать через небольшие городки: Algaida и Llucmajor, а затем выйти на знакомую дорогу, по которой ехали утром. Иду пешком по тропинке до перекрёстка. После 140 километров ногам полезна некоторая смена режима.

Перед перекрёстком вход на какую-то ухоженную территорию, скамейки, и небольшой фонтанчик. Рядом плакатик указывающий на то, что вода питьевая. Это для меня. Усаживаюсь на скамейку, съедаю запивая водой из фонтанчика половину батона и два апельсина. Десяти минут оказалось достаточно.

Выхожу на перекресток и выворачиваю в южном направлении. Вскоре проезжаю городок Algaida, который впечатления не произвёл. Или потому, что он маленький и ничего интересного в нём нет, или просто я объехал его по окраине, что весьма вероятно. С картой сверяться не стал, поскольку дорога осталась прежней.

Километров через восемь въезжаю в Llucmajor, средний, по местным меркам городок. Сворачиваю с основной дороги и еду в южном направлении по первой попавшейся улице. Вижу много зданий старой постройки и мало новых. На прогулочной скорости еду по улицам городка, с интересом смотрю по сторонам. Выезжаю на широкое пространство затенённое листвой от высоких деревьев. Не пойму, полощадь это или большой двор между жилыми домами?

Много людей здесь и каждый занят тем, что ему по-душе. Часть сидят за столом и попивают вино под местную закуску. На другой стороне площади играют в футбол. Рядом играют в народную игру, похожую на ту, что видел во Франции, где старательно бросают металлические шары, и выбивая шар соперника преследуют достижение какого-то логического результата. Перед броском лица игроков сосредоточенные и напряженные. Бросок, отскакивающие шары меняют общий расклад и эмоции вырываются наружу! Чуть ближе дети сидят за столом и внимательно слушают что-то рассказывающую им женщину. Рядом десяток дам бальзаковского возраста степенно ведут беседу. Уж им-то понятно всё происходящее в этом мире! Чуть дальше - турник, брусья, гири. Жители городка не дают себе расслабиться - силу качают мужчины разного возраста, и девушки не отстают.

Вот и увидел я, как отдыхают коренные жители Майорки. Правильно отдыхают!

Улочки стали очень узкими и повели вниз. Еду не разгоняясь, потому что впереди не всё однозначно и потому что часто брусчатка. Но вот, городок закончился и дорога быстро вывела на перекрёсток. Съезжаю на широкую велодорожку идущую вдоль и чуть ниже автотрассы. Ехать комфортно, никто не мешает, да и скорость хорошая!

Через одиннадцать километров выезжаю к дороге идущей вдоль побережья. Движение на ней оживлённое и велодорожка рядом не просматривается. Та же, по которой я приехал повернула на юг. А мне - на север! Пообщался на английском с парнем интенсивно разминающимся на небольшой полянке. Он подтвердил направление, но заметил, что на первом же перекрёстке надо сворачивать влево и спускаться к берегу моря.

Так и делаю. После поворота крутой спуск уже в городе и вот, я узнаю место, по которому ехал в первой половине дня. С дорогй всё понятно. Осталось порядка тридцати километров.

Еду по брусчатой набережной. Кругом пешеходы и вяло катающиеся велсипедисты. Из многочисленных кафешек доносится музыка, магазинчики ещё не закрылись. Еду мимо всего этого и вдруг, меня лихо обгоняет на байке мужчина в шляпе и с бородой! Нет, так не должно быть. Сажусь ему "на колесо" и держусь за ним. Вижу, что брусчатка на его байк почти не влияет, а меня на шоссейнике непривычно трясёт. Но, как только на аллее стало свободней, обгоняю его и отрываюсь так, чтобы о нём больше не думать.

Закончился пляж, дорога сузилась, стала извилистой и прерывающейся дервянными ступеньками с перилами. Через пару километров вывела к центральной части Пальмы. Здесь всё знакомо. Еду по велодорожке вдоль порта, затем последние 16 километров до Пальма Нова, и в сумерках завершаю пробег. Время прохождения - 12 часов 5 минут. Пройдено 206 километров.


Владимир Басалаев