"ГАЛОПОМ по ЕВРОПАМ"

Людмила Асташина          Меня зовут Асташина Мила. Я родилась и живу в городе Пензе. Мне недавно исполнилось 12 лет. Прошедшим летом мы с папой совершили путешествие на тандеме по маршруту Амстердам-Париж и Берлин-Калининград.
         Папа давно мечтал побывать в Париже. Я же стала мечтать о Франции после того, как прочитала роман А. Дюма "Три мушкетера". Сначала папа не хотел меня брать с собой, т.к. считал, что я не смогу угнаться за более опытными велотуристами и, кроме того, в составе группы было уже 6 человек. Но тут мы вспомнили, что у нас имеется отличное средство для семейного туризма - тандем, на котором папа и мама раньше путешествовали по Средней Азии и Крыму.
         Несколько тренировок показали, что я уже достаю до педалей и могу довольно сносно помогать папе. И мы решили рискнуть. Кроме этого на принятие этого решения повлияло то, что мне было тогда еще 11 лет, и я могла пользоваться большими скидками на детей, принятыми в странах Европы, что было немаловажно для нашего семейного бюджета.
         Началу путешествия на тандеме предшествовал долгий и утомительный путь на автобусе сначала из Пензы до Москвы, а потом из Москвы до Амстердама через всю Европу. Особенно грустно было стоять в Бресте на границе с Польшей, где нас продержали 14 часов.
         Рано утром мы выгрузились из автобуса недалеко от Амстердама и стали приводить себя и технику в порядок после 4-х дневного путешествия на автобусе. Как всегда это было сделано быстро и четко, т.к. с нами были очень опытные велотуристы, такие, как Николай Яковлевич Платов и дядя Женя Шабатин. Да и мой папа уже несколько раз совершал путешествия на велосипеде по разным странам Европы. Мой туристский опыт включает велопоходы по Крыму с папой и по Болгарии в 2001 году с мамой. Первый раз, когда я была маленькая, мы путешествовали с папой на одном велосипеде. Второй раз я уже ехала на велосипеде сама.
         После плотного завтрака мы сели на основательно нагруженные велосипеды и начали свой путь в Париж. Как мне несколько раз говорил папа, отличительной чертой пензенских велотуристов является их полная автономность. То есть полная независимость в течение месяца и более от погоды, природы и местных властей при четырёх разовом горячем питании. Даже большую часть продовольствия мы взяли с собой, что вообщем-то экономило и время и деньги. Для приготовления пищи мы взяли с собой печку, работающую на дровах и мусоре. Дополнительно, для условий больших городов Европы - газовый примус.
         Так оказалось, что визу нам оформили только на 12 дней и, поэтому нам приходилось очень спешить, чтобы успеть все проехать и посмотреть, а посмотреть хотелось побольше. Мы сразу же наметили конкретные достопримечательности, которые нам необходимо увидеть и мимо которых нельзя проехать. Это центр Амстердама, мировая столица алмазов - Антверпен, где нам необходимо было разыскать 2-х бельгийских женщин, которые путешествовали по СССР 13 лет назад во время их кругосветного турне. Дальше центр Брюсселя, место последнего сражения Наполеона - Ватерлоо и, конечно же, основные достопримечательности Парижа - Версаль, Лувр, Эйфелева башня, Собор Парижской Богоматери.
         Начав своё движение до Амстердама, мы столкнулись с тем, что вокруг нас великое множество велодорожек и куда они ведут известно только местным жителям. Нам же приходилось долго расспрашивать, объяснять на пальцах, куда же нам ехать. Кое-как к обеду мы приехали в Амстердам. Город чем-то похож на наш Санкт-Петербург. Очень много каналов и архитектурных памятников. И везде очень-очень много велосипедистов. Но мне город показался каким-то неуютным и не очень чистым. Особенно стало грустно, когда вечером взрослые ушли осматривать "квартал красных фонарей", а меня оставили караулить велосипеды.
         На следующее утро мы отправились в путешествие по Голландии. Я впервые была в Западной Европе, поэтому мне было все очень интересно и я смотрела во все глаза. Делать это, сидя на тандеме за спиной у папы, совсем несложно. Так как папа должен был все время следить за дорогой, то я ему все время подсказывала, чтобы он обратил внимание на ту или иную достопримечательность, а их в дороге было немало. Мы проезжали через множество городков и деревень. Всюду чистота и порядок. Очень много каналов. Везде проложены велодорожки и по ним путешествует великая армия велосипедистов и велотуристов. Нам всюду встречались очень приветливые люди, которые помогали разобраться, куда же нам ехать, давали воду для приготовления пищи. Погода тоже благоприятствовала нашему путешествию. Было очень солнечно и тепло, но по мере нашего продвижения на юг, становилось все жарче и жарче. Места для ночевок мы выбирали в живописных лесных массивах, и никто нам не мешал спокойно отдохнуть ночью.
         Граница между Голландией и Бельгией чисто символическая, т.е. между двумя населенными пунктами стоит дорожный указатель "Бельгия" и всё. Таким образом, мы оказались в другом государстве. Теперь наше продвижение стало еще успешнее, т.к. всегда рядом с основной дорогой проложена велодорожка и нет никакой путанницы, как это было в Голландии. Вообще Бельгия показалась мне такой чистенькой красивой маленькой страной, какие бывают в сказках. Кругом цветы, а разноцветные велодорожки как будто отмыты с мылом.
         В пригороде Антверпена нам пришлось обратиться в справочную службу мэрии, чтобы разыскать наших бельгийских знакомых. Несколько человек на протяжении 2-х часов работали только на нас, подключив все средства связи и несколько компьютеров. Ведь прошло 13лет после последней встречи пензенских и бельгийских велотуристов, и многое могло измениться. Поиски увенчались успехом и, примерно через час, состоялась долгожданная встреча на берегу залива. Но чтобы доехать до этого места нам пришлось пересечь этот залив под его дном. Дело в том, что под дном залива проложен специальный тоннель для пешеходов и велосипедистов. Опускают в этот тоннель на большом лифте на глубину более 30 метров. На другой стороне залива такой же лифт поднял нас на поверхность.
         После теплой встречи нас разместили в кемпинге почти в центре города, накормили вкусным обедом в ресторане и повезли купаться на море. Наши вещи выстирали в прачечной. Особенно мне понравилось мороженное в ресторане. Так не хотелось покидать этот вкусный рай. Вечером наши бельгийские друзья устроили нам экскурсию по вечернему Антверпену.
Так как мы затратили много времени на поиски Ингрид и Николь (так зовут наших бельгийских подруг), было принято решение доехать до Брюсселя на поезде. Это примерно 50 км. Никаких проблем с погрузкой не возникло, т.к. каждый поезд оборудован местами для велосипедов и даже наш тандем свободно разместился без всякой разборки.
Ватерлоо         Приехав в Брюссель, мы стали искать главную достопримечательность, которую почему-то все хотели увидеть - скульптуру писаюшего мальчика. Во время поиска осмотрели очень красивую главную площадь и другие памятники архитектуры. И вот мы увидели то, к чему стремились, окруженному толпой людей. Ничего особенного, стоит себе маленький мальчик и спокойно писает. И что взрослые так этим восхищаются?
         В Брюсселе мы долго не задержались, потому что наш путь лежал на Ватерлоо - месту последнего сражения Наполеона Бонапарта. Вскоре перед нами предстал этот мемориальный комплекс, представляющий собой огромный холм, наверху которого стоит лев, опирающийся одной лапой на шар. Мы подъехали к самому закрытию и нам не разрешили подняться наверх по специальной лестнице. Сначала все очень расстроились, но потом тетя Оля Медянцева, чисто по-русски, нашла дыру в живой изгороди, и мы вслед за ней спокойно поднялись на вершину холма. Со смотровой площадки мы пытались представить себе, что здесь происходило в июне 1815 года. Я думаю, мне будет, что рассказать на уроках истории - моего любимого предмета.
Путь до Парижа         На другой день мы пересекли границу Франции. Не буду подробно описывать наш путь до Парижа, т.к. ничего особенного не было. Пейзажи были однообразные - кукурузные поля и очень жарко.
          И вот мы в Париже. Поскольку срок нашей визы подходил к концу, мы сначала потратили полдня на поиски путей эвакуации, и было принято решение вечером последнего дня выехать на поезде до Берлина. Приятной неожиданностью было то, что во всех поездах Франции провоз велосипедов бесплатный. Мы купили билеты, и у нас осталось 2 дня на Париж. Во время наших поисков мы оказались на окраине Булонского леса, где папа сразу же присмотрел участок для ночевки, что в дальнейшем очень пригодилось.
Версаль           Ездили по Парижу и не заметили как стемнело. Держа курс на сверкающую огнями Эйфелевую башню, наша живописная группа стала пробираться на место ночевки. Под башней мы остановились, чтобы полюбоваться этой красавицей. Кругом были тысячи людей, которые беззаботно сидели на газонах, пили шампанское и делали все, что им вздумается.
          А вот и знакомая полянка в Булонском лесу, где мы, спокойно поужинав, расположились на ночлег. Стояла теплая парижская ночь. Мы даже не стали ставить палатки, а устроились на развернутом куске полиэтилена.
Эйфелева башня         Утром дружно составили небольшой план дальнейших действий по осмотру достопримечательностей.
Так как наш лес находился ближе к Версалю, то решено было начать с него. По пути мы встретили пожилую супружескую пару на велосипедах, которая любезно согласилась нас проводить. Причем провезли они нас по таким живописным местам, какие мы вряд ли сами бы нашли. Версаль, летняя резиденция французских королей, представляет собой комплекс зданий с большим красивым парком. Насмотревшись вдоволь, мы поехали обратно в Париж и выехали на набережную Сены и по ней мимо Эйфелевой башни доехали до Собора Парижской Богоматери. И вот мы у знаменитого Собора. Звонили колокола, в Соборе шла служба, и он был полон народу. Мы долго ходили, всё осматривали, фотографировались и снимались на видео.
         Время пролетело незаметно, и надо было снова думать об ужине и ночевке. Проезжая мимо уютненького китайского ресторанчика, мы подумали, а почему бы нам ни поужинать здесь, тем более цены были почти российские. Мне сразу же захотелось и того и этого. В конце концов, набрав полный поднос, я вышла на улицу, и устроилась за столиком. Затем ко мне присоединились все остальные. Мы очень хорошо провели время и как всегда, по-тёмному, поехали на свою полянку, где устроили чаепитие.
На улицах Парижа          Папа ориентировался ночью по Парижу как по родному городу, в связи с чем дядя Женя даже придумал маленький стишок под названием "Мы по Парижу - как по Шемышейке" (Шемышейка - районный центр в Пензенской области).
         Проснувшись утром, я узнала, что ночью случилась маленькая неприятность. Оказалось, что на поляке живут крысы. Одна из них утащила колбасу, а другая мыло.
         В этот день с утра мы посетили Эйфелеву башню, а затем отправились в Лувр. На башню мы поднялись на лифте. О! Какой чудесный вид. Париж был как на ладони! Мне не хватало глаз, чтобы всё это охватить. Сверху мы спустились по лестнице, чтобы продлить удовольствие от посещения этого прекрасного сооружения. Дальше мы отправились в Лувр, где я давно хотела побывать. Оказалось, что Лувр, это огромный дворец. У меня даже дух захватило. В центре дворцовой площади стоит большая стеклянная пирамида. Как оказалось, это вход в музей. Но мы туда спускаться не стали, а совершили экскурсию по галереям дворца.
Лувр         Оставалось совсем немного времени до отъезда, и Николай Яковлевич, который уже был в Париже, посоветовал посетить большую парфюмерную галерею "Лаффаэет". О! Сколько косметики, парфюмерии и разных духов! Я раньше такого нигде не видела. Мы с папой решили присмотреть подарок Любимой мамочке. Долго-долго выбирали и остановились на лаке для ногтей. Накупив ещё кучу сувениров, мы довольные вышли на улицу.
         Далее, наш путь лежал на Северный вокзал. Ужасно не хотелось уезжать из этого города-сказки. И вот мы в поезде. Прощай Париж!
          Проснулись мы уже в Германии, а вскоре был и Берлин. До польской границы мы неслись на всех парах и пересекли ее за 15 минут до истечения срока Шенгенской визы.
         После этого началось спокойное путешествие по красивой стране с хорошими дорогами и приветливыми людьми, причем окружающие красоты и многочисленные достопримечательности были ничем ни хуже тех, что мы видели до этого. Мы уже никуда не спешили и просто наслаждались ездой, не пропуская близлежащих озер и других водоемов, т.к. температура воздуха устойчиво держалась выше 40 градусов. В городе Торун, родине Коперника, наша кампания разделилась. Мы с папой и дядя Женя поехали в Калининград, а остальные члены группы поехали в Варшаву и оттуда поездом домой.
         До Калининграда мы ехали еще три дня и утром четвертого дня оказались на границе с долгожданной Россией в районе города Багратионовск. Но оказалось, что нам здесь совсем не рады и не собираются пропускать на родину. Говорят, что на велосипеде нельзя и надо где-то искать пешеходный переход. До этого мы пересекли границ пять или шесть и нигде не было даже намека на подобное. Наверное, наш усталый вид и присутствие ребенка, то есть меня, разжалобили польских и российских пограничников и, спустя полтора часа, нам разрешили проехать. Еще несколько часов езды и мы сидели за праздничным столом у наших гостеприимных родственников в Калининграде.
         После двух дней отдыха на Балтийском море мы выехали прямым поездом до Пензы. Наш тандем в разобранном виде спокойно уместился на 3-ей полке вагона. Вот так закончилось это удивительное путешествие.