Елена Денисова и Сергей Малышев


Я познакомился с Сергеем и Леной в мае 2004 года, когда они приехали в Пензу для участия в веломарафоне на 200 километров проводимым нашим велоклубом "Сура-Марафон". Остановились они в нашей квартире. Сергей, инвалид по зрению и практически не видит. Зрение отсутствует совсем, атрофия зрительного нерва, хотя иногда он мог различать тени столбов или домов в ясную погоду. Но держится очень бодро и, как оказалось, большой оптимист. Лена постоянно заботится о нём и во всем помогает.

На тандеме они ездят с 1966 года. Лена - рулевой тандема, и это требует от неё немалых дополнительных усилий на управление и удержание равновесия. Вся ответственность за безопасность езды лежит на ней. Сергей крутит сильно и старается преуспеть в этом.

Ему вообще нравится понажимать на педали, - рассказывает Лена, - если я не успеваю за ним – просто стараюсь не мешать, даже если начинает раскачивать тандем плечами – легче качаться в такт, чем противостоять и пытаться выравнять.

Год назад в Бельгии и во Франции довелось пообщаться с несколькими парами тандемистов, где у одного члена экипажа отсутствовало зрение полностью или в значительной степени. Но рулевым всегда был мужчина. Тогда меня тронуло то, как заботливо относятся друг к другу члены экипажа. И я снова увидел такую же картину.

Сергей оказался чрезвычайно любознательным и увлечённым человеком. В проектировании и изготовлении своего тандема он принимал самое активное участие. И не на словах, а на деле. В его способностях я убедился сразу же при встрече на вокзале.

После выгрузки из поезда Сергей и Лена приступили к сборке тандема. Я помогал, но не вмешивался в это процесс, которым Сергей не только руководил, но и осуществлял его. Надо было установить колёса, рули, седла, закрепить тросики переключателей скоростей и тормозные, проверить подкачку шин, и если надо, подкачать, навесить велорюкзаки, установить велокомпьютер, установить педали. Сергей, очень уверенно, на ощупь, почти всё делает сам. Потрогав гайку, он определет нужный размер гаечного ключа, а Лена подаёт ему этот ключ. Сам устанавливает колёса, навешивает цепи, соединяет тросики. Устанавливает сёдла на нужную высоту, прикручивает педали. Левая или правая резьба оси педали - это он определяет на ощупь.

Лена рассказывает: "Сергей может самостоятельно заменить проколотую камеру, что он и делал всегда, мне не доверял. А вот заклеить место прокола в походе приходилось мне. Без воды ему трудно было локализовать прокол. Дома же, он пользовался вулканизатором и сырой резиной, считая ненадежным клей".

Затем они, следуя за мной, уверенно проехали десять километров от вокзала до моего дома. Я всегда заносил тандем на четвертый этаж по лестнице и собирался также занести их тандем. Сергей же, быстро определил, что его тандем в лифт помещается, и они поднялись на лифте!

После ужина Сергей спросил: "Можно, я посмотрю ваш тандем?" Мы прошли на балкон, где наш тандем хранится. Сергей, не спеша, прошёлся руками по всем элементам и получил вполне определённое представление о конструкции тандема. Это было понятно по вопросам, которые он по ходу дела задавал и по выводам, которые он сделал.

Как оказалось, Сергей о велосипедах знает всё, или почти всё. Пользуется Интернетом и тексты страниц слушает с помощью озвучивающей программы. Изображения не видит, но с помощью Лены и они становятся доступными ему. Сергей по образованю математик и имеет цель с позиции этой точной науки описать движение тандема. Он готов часами беседовать на эту тему, но к сожалению, достойных собеседников найти ему трудно.

Сергей, несмотя на отсутствие зрения, очень точно воспринимает всё, что окружает его. Например, он практически безошибочно определяет скорость движения тандема по интенсивности встречного потока воздуха, по частоте вращения педалей и по тому, на какие шестеренки поставлена цепь. Скорость и направление ветра он запоминает до начала движения и при смене направления движения учитывает это. Лена, сверяясь по велокомпьютеру, неоднократно убеждалась в его точности.

Сергей очень неплохо ориентируется в движении на тандеме. Лена предварительно рассказывает ему об этапах маршрута, Сергей запоминает, а на маршруте может подсказать, например, о приближении к повороту или к пункту маршрута. Он запоминал каждый этап по километражу и название населенных пункты, которые следует проехать. Лена говорила, что именно сейчас они проезжают и Сергей подсказывал сколько осталось до следующего пункта и анализировал, не ошиблись ли они на маршруте. Это существенно облегчало задачу Лены, так так по её словам: "У меня, как почти у всех женщин, топографический маразм".

Всего Лена и Сергей успешно прошли с нашим велоклубом три 200-километровых и один 300-километровый марафон. Со временем, не без их инициативы, веломарафонский клуб организовался в Уфе, где они продолжили преодоление нелёгких километров. К сожалению, не долго: 2009 и 2010 годы.


Владимир Басалаев